Bktp-omsk.ru

Делаем сами
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Двери в лифтовом холле нормы

Пожарная безопасность: характерные нарушения и разъяснения требований норм

В соответствии с требованиями пункта 7.15 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» в каждом пожарном отсеке зданий и сооружений класса Ф1.1 (здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений) высотой более 10 метров, зданий и сооружений класса Ф1.3 (многоквартирные жилые дома) высотой более 50 метров, зданий и сооружений иных классов функциональной пожарной опасности высотой более 28 метров, подземных автостоянок, имеющих более двух этажей, должны предусматриваться лифты для транспортирования пожарных подразделений.

Лифты для транспортирования пожарных подразделений являются составной частью комплекса инженерного оборудования зданий и сооружений различного назначения, а также одним из видов пожарно-технических средств, обеспечивающих перемещение пожарных подразделений на этажи зданий (сооружений) различного назначения для выполнения работ по спасанию людей, обнаружению и тушению пожара.

В соответствии с ГОСТ Р ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности» перед дверьми шахт лифтов для пожарных должны быть предусмотрены лифтовые холлы (тамбуры), с размерами, указанными в соответствующих нормативных документах. Ограждающие конструкции лифтовых холлов (тамбуров) должны быть выполнены из противопожарных перегородок 1-го типа (с пределом огнестойкости не менее EI 45) с противопожарными дверями 2-го типа (с пределом огнестойкости не менее EI 30) в дымогазонепроницаемом исполнении. Удельное сопротивление дымогазопроницанию дверей не должно быть менее 1,96.

При проектировании и монтаже указанных дверей довольно часто упускаются требования по исполнению данных дверей в дымогазонепроницаемом исполнении. Устанавливаются противопожарные двери с пределом огнестойкости 30 минут предел огнестойкости которых наступает по потере целостности (Е) и потере теплоизолирующей способности (I) при нормируемом исполнении EIS с площадью остекления не более 25 процентов и EISW c площадью остекления более 25 процентов. Предельное состояние по огнестойкости по признаку (S) означает дымогазонепроницаемость, (W) достижение предельной величины плотности теплового потока.

Таким образом установленные в лифтовые холлы двери при наличии лифтов для транспортировки пожарных подразделений в соответствии с пунктом 7.15. СП 4.13130.2013 должны быть сертифицированы по признакам предельных состояний EIS с площадью остекления не более 25 процентов и EISW c площадью остекления более 25 процентов. Установка контура уплотнения, обеспечивающая дымогазонепроницаемость противопожарных дверей, производится в специальные пазы в условиях производства в соответствии с техническими условиями изготовителя и невозможна при монтаже на строительной площадке.

Обращаем внимание на необходимость предварительного изучения предоставляемых продавцом сертификатов и технической документации на соответствие устанавливаемых противопожарных дверей требованиям ГОСТ Р 53296-2009.

Дверь для лифтового холла

Отложить в корзину

Противопожарные двери в лифтовый холл

Наши двери для лифтового холла — Огнестойкостью 30, 60, 90 минут!

  • Деревянные, класса EI 30 и EI 60. Цена: от 11 600 руб.,
  • Металлические, огнестойкостью 60 и 90 минут. Цена: от 8 600 руб.
  • Стеклянные, огнестойкостью 30, 45, 60 минут (EIW-30, EIW-45, EIW-60). Цена: от 24 900 руб. за м2.

Стоимость противопожарных дверей для для лифтового холла зависит от количества и размеров дверей, а так же необходимости монтажа и доставки.

Пожалуйста, отправьте заявку, и мы пришлем вам расчет стоимости!

Цена: от 8 600 руб.

* цена указана без НДС

  • Деревянные, металлические, стеклянные.
  • С окном или без.
  • Любые размеры.
  • Высокая шумоизоляция.
  • Огнестойкость 60 и 90 минут.
  • Система «Антипаника».
  • Оставить отзыв или задать вопрос

Дверь для лифтового холла

Двери для лифтового холла — Глухие и остекленные противопожарные конструкции

Согласно требований пожарной безопасности, предъявляемым к лифтам, противопожарные преграды, размещенные в лифтовых холлах обязаны иметь огнестойкость не ниже EI30, т.е. конструкции обязаны сдерживать пламя на протяжении 30 минут и более. Установка такой двери для лифтового холла обеспечивает необходимые условия для эвакуации людей и локализации очага возгорания в случае возникновения ЧС.

Особенность конструкции противопожарных дверей

Шахта лифта – это дополнительный путь распространения пожара. Чтобы уберечь от возгорания помещение и спасти жизни людей, холлы необходимо отделять от лестниц и лифтов. Огнестойкая дверь необходима в холле, если кабина лифта не оснащена противопожарной преградой. Если в здании уже стоят противопожарные двери лифтов, то монтировать огнестойкие конструкции в холле не обязательно.

Дверь для холла должна соответствовать следующим требованиям:

  1. Прочность. Данный показатель обозначен в ГОСТ 1173-2003, существует три категории. Для вестибюлей используются стальные двери третьего уровня прочности. Толщина металла в таких изделиях несколько увеличена.
  2. Защита от задымления. Проникновение продуктов горения в помещение нередко становиться причиной отравления людей. Чтобы предотвратить попадание дыма конструкция противопожарной двери предусматривает наличие термоленты. Под действием высоких температур она расширяется и полностью герметизирует пространство между дверным полотном и коробкой.
  3. Огнестойкость. Такая особенность противопожарных преград позволяет сдерживать пламя на протяжении определенного периода времени. Показатель устойчивости дверей для холлов должен быть не менее 30 минут.

Требования СНИП предусматривают установку противопожарных преград на путях эвакуации. Запрещена эвакуация людей через лифт, если в холе не установлены противопожарные двери. Когда размеры холла большие, то проход необходимо оснащать конструкцией с максимальной пропускной способностью. С такой задачей лучше справится двупольная противопожарная дверь.

Организация противопожарной безопасности – это обязательное требование, без выполнения всех норм невозможно сдать в эксплуатацию строение. Чтобы избежать проблем с контролирующими органами, гарантировать защиту имущества и безопасность людей необходимо позаботится об эффективных противопожарных мерах.

Двери для лифтового холла — Глухие и остекленные противопожарные конструкции

Современный выбор огнестойких дверей представлен самыми разными вариантами, среди которых и остекленные дверные конструкции, которые не только надежно защищают от пламени, но и визуально увеличивают пространство, органично вписываются в интерьер.

Согласно требований СНиП, огнестойкое стекло в противопожарных преградах должно занимать не более 25% общей площади, иметь несколько слоев и обладать достаточно высокими теплоизолирующими свойствами.

Производиться дверь для лифтового холла может из стальных листов и теплоизолирующего наполнителя (например, минеральной ваты). Каркас двери покрывается огнестойкими порошковыми составами. Покраска конструкции может осуществляться согласно требований заказчика в самые популярные цвета шкалы RAL.

  • Все противопожарные преграды, как глухие, так и остекленные, обязаны иметь сертификат соответствия, в котором прописывается предел их огнестойкости. Данный параметр определяется в ходе испытаний в лабораторных условиях.
  • Установку противопожарных дверей в лифтовые холлы следует доверить профессионалам, имеющим необходимый опыт и лицензию. Такой подход к выбору и монтажу огнестойких преград для лифтовых холлов позволит обеспечить необходимую защиту от пламени и продуктов горения в случае возникновения пожара.

Лифтовой холл: каким он должен быть?

Пассажирские лифты в жилом доме обычно размещают в едином объемно-планировочном пространстве, включающим шахту, лестнично-лифтовой холл, чтобы:

  • увеличить производительность вертикального транспорта;
  • установить одну схему управления для нескольких лифтов, разместив в одном машинном помещении;
  • сделать эффективным техническое обслуживание грузоподъемных механизмов;
  • усовершенствовать вентиляционную схему, обеспечивающую подпор воздушных потоков в шахты, лифтовые тамбуры.

Проектировщики считают рациональным размещение лифтового узла с холлом в центральной части здания, чтобы сократить расстояние между помещениями и вертикальным транспортом.

  • Особенности холла для пожарных лифтов
  • Двери в лифтовой холл
  • Материалы изготовления и цена

Требования к лифтовым холлам

Основные нормы, регламентируются правилами:

  • СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Обновленная версия СНиП 31-06-2009;
  • СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные». Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003;
  • НПБ 250-97 «Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования».

Согласно своду правил выход из кабины обеспечивается сквозь холл вертикального транспортного средства (допускается совмещение с вестибюлем, если позволяет площадь). При проектировании помещения холла учитываются конструктивные особенности: оптимальное местоположение, пожарная безопасность и габариты. Четкое соблюдение условий необходимо для безопасной быстрой эвакуации людей при возникновении чрезвычайной ситуации.

Размеры

Габариты лестнично-лифтового холла определяются на основании:

  • ширины кабины, глубины;
  • числа лифтов в одной линии.

Используются несколько компоновочных схем местоположения лифтового оборудования: однорядная и групповая. В одну линию разрешается размещать не более четырех штук, в группе – до восьми. Организация, эксплуатирующая подъемные машины, обязана обеспечивать их рабочее состояние, проводить регулярное техническое обслуживание, своевременно приобретать лифтовые запчасти.

Ширина

Минимальная ширина лифтового холла общественного здания составляет 2, максимальная – 5 метров. Расчет осуществляется таким образом:

  • при установке лифтов в одну линию ширина тамбура принимается не ниже габарита кабины по глубине, умноженной на коэффициент 1,3. Соответственно, размер пассажирского подъемника при однорядном расположении обязан составлять: 2 метра — если глубина кабины до 1,5 м, 2,5 — когда размер равняется 1,5 — 2 м.
  • для двухрядного размещения величина глубины кабины удваивается, однако не может быть более 5 метров.

Лифты с глубиной кабины равной 2100 мм и более, обязаны обладать шириной лифтового холла не менее 2,5 метра.

Глубина

Параметр имеет существенное значение, особенно для подъема/спуска больных на носилках, детских колясок. Размер прилифтовой территории от стенки шахты до противолежащей стены холла принимается не меньше максимальной величины глубины кабины. Глубина холла равна или больше:

  • 1,5 м при однорядном размещении с кабиной 1,1 м, грузоподъемностью 630-1000 килограмм;
  • 2,1 м для такого же расположения, но с кабиной 2,1 м;
  • 1,8 и 2,5 м для двухрядного размещения лифтов с глубиной кабин 1,1 и 2,1 м;

Приведенные значения не учитывают проходимость людей, не пользующихся лифтами.

Пожарная безопасность

Интенсивное распространение огня по вертикальным коммуникациям, при использовании горючих материалов в отделке, способно достигнуть катастрофических размеров до прибытия пожарных подразделений. Поэтому отделка тамбура подъемного устройства выбирается низкой горючести. Не допускается отделка материалами класса горючести Г3 и выше, дымообразования Д3, воспламеняемости В3. Выбирая отделочные материалы, стоит использовать металл, плитку, камень, огнестойкое стекло.

Класс горючести покрытия пола, независимо от размеров помещения, не должен быть выше «умеренной».

Расположение лифтов, габариты холла, зона безопасности (безопасное место, позволяющее защитится от пожара), тщательно рассчитываются не только из соображений удобства – все параметры обязаны соответствовать требованиям безопасной эксплуатации инженерного оборудования любого сооружения.

Отдельного внимания заслуживает защита безопасных зон для МГН (маломобильные группы населения). Рекомендуется оснащать лифтовые узлы системами сигнализации предоставляющими возможность моментального оповещения о возгорании, задымлении.

Запрещается располагать рядом с холлом кладовые с легко воспламеняющимися горючими вещами, делать выходы прямо к лифтам.

Пути эвакуации

Согласно нормам СНиП 21-01-97 эвакуационным считается выход ведущий наружу из здания первого этажа сквозь фойе, коридор, лестничную клетку, с остальных этажей на лестничную клетку и лестницу третьего типа (наружное открытие).

Запрещает пользоваться лифтами и автоматическими лестницами при чрезвычайных ситуациях, а также выходами из шахт, предлифтовыми помещениями.

Эвакуация через лифтовой холл возможна лишь тогда, когда вертикальные коммуникации снабжены функцией транспортировки пожарных подразделений и отвечают требованиям к противопожарным преградам.

Пути эвакуации при чрезвычайной ситуации обязаны обозначаться на поэтажных планах строения, находиться на видном месте каждого уровня.

Освещение

Освещение лифтовых холлов осуществляется приборами общего и направленного действия: круглые сутки освещается площадка перед лифтом, а луч света одного из приборов направлен на створки вертикального транспорта. Количество поступающего света должно быть одинаковым во всех частях тамбура. Вертикальная плоскость обеспечивается качественным уровнем освещения, позволяющим отчетливо видеть кнопки подъемной машины.

В общественном здании пространство перед грузоподъемником чаще всего освещается люминесцентными лампами.

Экономить электроэнергию помогают светодиодные светильники, оборудованные датчиками с реакцией на шумы, передвижение. Срабатывая при возникновении движения, сенсор переводит оборудование в активное состояние.

Особенности холла для пожарных лифтов

Особые требования предъявляются к тамбурам для пожарных подъемных машин. Согласно ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности», грузоподъемники для пожарных могут устанавливаться как в отдельном лифтовом холле так и в общем с остальными подъемными машинами. Располагающиеся на подземном и цокольном этажах лифтовые холлы должны оснащаться системой приточной автономной вентиляции, позволяющей создать избыточное давления при возгорании. Объем подаваемого воздуха определяется при помощи расчета скорости истечения 1,3 м/c сквозь одну распахнутую дверь тамбура подъемника для шахты, учитывая одну находящуюся в открытом состоянии дверь на этаже возгорания. Холл лифта оборудуется общедомовой системой извещения о пожаре. Если происходит срабатывание системы, грузоподъемник переходит в спецрежим “пожарная опасность”.

Двери в лифтовой холл

Используемые в современных постройках модели дверей бывают разной конструкции. Все чаще можно встретить двупольную дверь с остеклением, позволяющим сделать пространство перед подъемником более светлым. Используемые в офисных постройках модели зачастую однопольные глухие (без остекления).

Противопожарная дверь лифтового тамбура отвечает следующим требованиям:

  • препятствует проникновению огня
  • обеспечивает беспрепятственный выход
  • защищает пассажиров пребывающих внутри
  • сдерживает воздействие огня на оборудование

Блоки двери в предлифтовой холл, ведущие на лестничные площадки, в коридоры общественного использования и тамбуры-шлюзы, оснащаются уплотнителями и доводчиками для надежного притвора. Нельзя ставить запоры, замки, щеколды снаружи и изнутри. Для монтажа используется противопожарная дверь с глухими полотнами, в сооружениях выше 15 метров разрешается ставить дверные блоки, оформленные армированным стеклом, способным выдержать высокие температуры. Размер окошка обязан составлять не более 25 % от площади двери.

Конструктивно изделие состоит из каркаса, произведенного из цельного холоднокатаного листа металла (возможно изготовление из полотна, профильной трубы). Улучшить огнеупорные свойства помогают следующие элементы:

  • лента, расширяющаяся при нагреве
  • высокой плотности базальтовая плита
  • удерживающий дым специальный контур

Огнестойкость изделия находиться выше EI30. Это позволяет сдерживать распространение горения 30 минут, давая возможность локализовать очаг возгорания, произвести эвакуацию жителей при возникновении чрезвычайной ситуации. Данные модели проходят специальные испытания согласно ГОСТ 57327-2016.

Помочь безопасно покинуть помещение может конструкции дверей с системой “антипаника” устанавливающихся на маршруте экстренной эвакуации. Данная конструкция позволяет нажатием на ручку открыть дверь изнутри.

Огнестойкая дверь требуется в холле, когда кабина подъемного устройства не имеет противопожарной преграды. Если в здании установлены противопожарные двери, монтировать огнеупорные конструкции в тамбуре не обязательно.

Пожаропрочные металлоконструкции устанавливаются в тамбурах подъемников следуя нормам СП 4.13130.2013 в следующих случаях:

  • в строении присутствует зона безопасности для маломобильной группы населения;
  • грузоподъемник перевозит пожарные подразделения

Особые требования предъявляются к дверям для пожарных подразделений. Противопожарные нормы проектирования обязывают устанавливать дымогазонепроницаемые двери 2-го типа и перегородки противопожарные первого типа ограждающие тамбур подъемника. Сопротивление дверей дымогазопроницанию не может быть менее 1.96-105 м3/кг. Тамбуры подъемника оснащаются системами приточной вентиляции.

Читать еще:  Зачем нужны ройки в дверных и оконных проемах

Материалы изготовления и ориентировочная стоимость

МатериалКласс огнеупорности (EI)Стоимость (рублей)
дерево30, 60от 11 000
металл30, 60, 90от 8 500
стекло30, 45, 60от 24 000

Приведенные цены и характеристики могут существенно отличаться у разных производителей. Данная информация носит ознакомительный характер.

«ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ. СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА. СНиП 2.08.02-89» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 16.05.89 N 78) (ред. от 26.01.99)

ЛИФТЫ

1.141. Число пассажирских лифтов следует устанавливать расчетом, но, как правило, не менее двух. Допускается второй лифт заменять грузовым, в котором разрешено транспортировать людей, если по расчету вертикального транспорта в здании достаточно установки одного пассажирского лифта.

Один из лифтов в здании (пассажирский или грузовой) должен иметь глубину кабины не менее 2100 мм для возможности транспортирования человека на носилках.

Грузовые лифты следует предусматривать в соответствии с технологическими требованиями.

1.142*. Пассажирские лифты следует предусматривать в зданиях:

НИИ, высших учебных заведений и институтов повышения квалификации при разнице отметок пола входного вестибюля и пола верхнего этажа (кроме технического верхнего) 13,2 м и более;

учреждений управления, проектных, конструкторских и кредитно-финансовых учреждений высотой более 3 этажей. В зданиях исполкомов Советов народных депутатов и других учреждений, часто посещаемых населением, начиная с 3-го этажа;

больниц и родильных домов:

лифты для зданий лечебно-профилактических учреждений (далее именуемые больничным лифтом) при расположении палатных отделений на 2-м и выше этажах;

пассажирские лифты — в зданиях высотой 3 этажа и более;

больничные лифты в зданиях высотой 2 этажа и более;

пассажирский лифт с кабиной глубиной не менее 2100 мм в зданиях высотой 2 и 3 этажа;

санаториев и санаториев-профилакториев:

пассажирские лифты — в зданиях высотой 3 этажа и более;

больничный лифт — при расположении лечебных помещений выше первого этажа в зданиях высотой 2 этажа и более;

гостиниц и мотелей высших разрядов «А» и «Б» высотой 2 этажа и более;

гостиниц, турбаз и мотелей I разряда высотой 3 этажа и более;

то же, II разряда и ниже, а также все другие учреждения отдыха и туризма высотой 4 этажа и более;

предприятий общественного питания при размещении залов выше третьего этажа;

предприятий бытового обслуживания высотой 4 этажа и более.

Примечания*: 1. В жилых корпусах санаториев для больных с нарушением опорно-двигательного аппарата один из лифтов должен быть больничным.

2. Необходимость устройства лифтов и других средств вертикального транспорта в общественных зданиях меньшей этажности и высоты, а также не указанных в настоящем пункте, устанавливается заданием на проектирование.

Пункт 3 — Исключен.

(в ред. Изменения N 3, утв. Постановлением Госстроя РФ от 26.01.99 N 4)

1.143. В общественных зданиях высотой 10 этажей и более один из пассажирских лифтов должен быть рассчитан на перевозку пожарных подразделений.

1.144. Расстояние от дверей наиболее удаленного помещения до двери ближайшего пассажирского лифта должно быть не более 60 м.

1.145. Выходы из пассажирских лифтов следует проектировать через лифтовый холл.

В зданиях высотой до 10 этажей выходы из не более двух лифтов допускается располагать непосредственно на лестничной площадке.

Ширина лифтового холла пассажирских лифтов должна быть не менее:

при однорядном расположении лифтов — 1,3 наименьшей глубины кабины лифтов;

при двухрядном расположении — удвоенной наименьшей глубины кабины, но не более 5 м.

Перед лифтами с глубиной кабины 2100 мм и более ширина лифтового холла должна быть не менее 2,5 м.

Из кладовых и других помещений для хранения и переработки горючих материалов выход непосредственно в лифтовый холл не допускается.

1.146. Шахты и машинные помещения лифтов не должны примыкать непосредственно к помещениям для пребывания детей в детских дошкольных учреждениях; к учебным помещениям в учебных заведениях, к жилым помещениям, размещенным в общественных зданиях, к зрительным залам и читальням, клубным помещениям, рабочим помещениям и кабинетам с постоянным пребыванием людей.

В лечебных и амбулаторно-поликлинических учреждениях, санаториях шахты и машинные помещения лифтов и подъемников следует размещать на расстоянии не менее 6 м от палат и лечебно-диагностических кабинетов. Расстояние может быть уменьшено при осуществлении соответствующих шумозащитных мероприятий.

1.147. Двери шахт лифтов в подвальных и цокольных этажах должны выходить в холлы или тамбур-шлюзы, огражденные противопожарными перегородками. Двери лифтовых холлов и тамбур-шлюзов должны быть противопожарными, самозакрывающимися, с уплотненными притворами, а со стороны шахт лифтов могут быть из горючих материалов (без остекления).

Противопожарные двери для лифтовых холлов

Лифтовой холл – это пространство между общим коридором и проходом к жилым, рабочим и производственным помещениям. Установка противопожарных дверей в нём является надёжной защитой от распространения пожара в экстренной ситуации. Они сдерживают огонь, пока люди эвакуируются из здания.

Производство дверей для лифтовых холлов

Наша компания изготавливает защитные конструкции по доступным ценам на собственном оборудовании высшего класса. Дверные блоки проходят испытания на соответствие нормам ГОСТ, что подтверждено сертификатами.

Конструкция изделия состоит из каркаса, произведенного из цельного металлического листа или, по желанию заказчика, из профильной трубы и полотна. Оно сделано из холоднокатаных листов стали. Их толщина может меняться по запросу клиента.

Противопожарными двери лифтовых холлов делают дополнительные элементы:

  • базальтовая плита высокой плотности;
  • расширяющаяся при нагреве лента;
  • специальный контур, удерживающий дым.

Нормы и требования к металлическим дверям

В современных высотных домах устанавливают разные конструкции. Часто можно увидеть двупольные двери с остеклением. Они визуально увеличивают холл, делают его светлее.

В офисных здания встречаются однопольные глухие модели, но с точки зрения пожарной безопасности лучше устанавливать блоки большего размера. Через эвакуационные двери при экстренной ситуации одновременно проходит большой поток людей.

Чтобы вы не ошиблись с выбором, наш специалист приедет на место, измерит проём и даст рекомендации по конфигурации изделия.

Двери в лифтовой холл по нормам должны иметь предел огнестойкости не меньше El 60. Это означает, что огонь в течение часа будет «заперт». В нашем каталоге вы также найдете конструкции с El 30 и El 45.

Противопожарные двери «Антипаника» являются идеальным вариантом для монтажа около лифта. Это особая система запирания позволяет легко выйти наружу, при этом блокирует вход.

Помимо уже перечисленных требований, такие двери должны обладать следующими качествами:

  • Повышенная износостойкость.
  • Устойчивость к механическим повреждениям.
  • Прочность фурнитуры.
  • Практичность и удобство использования.

Установка дверей должна быть грамотной. Наши мастера монтируют конструкции в Московской области самостоятельно, что гарантирует полное соответствие пожарной безопасности.

Чтобы купить противопожарные двери от производителя недорого в Москве, достаточно зайти на сайт, выбрать понравившееся изделие и вызвать замерщика. После чего наш специалист составит проект, согласно техническим характеристикам проёма и вашим пожеланиям.

Пожарная безопасность лифтов: правила и требования

При возникновении пожара внутри объекта с лифтом, возникает опасность задымления шахт, кабин, блокировки людей, находящихся в них, из-за повреждения оборудования.

Пожарная безопасность лифтов – это уровень защиты оборудования, пассажиров, грузов от огня, дыма и высокотемпературного теплового воздействия.

За ее обеспечение отвечают:

  • Собственники зданий, их частей, где они установлены.
  • Организации, на балансе которых находятся объекты с лифтами.
  • Управляющие компании или ТСЖ.
  • А также предприятия, осуществляющих установку и технический сервис оборудования.

Пассажирский лифт внутри здания

Требования пожарной безопасности

Согласно ГОСТ 33605-2015, дающего термины, определения лифтовому хозяйству, лифты – это устройства, перемещающие людей и/или грузы с одного этажа/уровня строительного объекта на другой внутри кабины, что движется по жестким направляющим с углом отклонения от вертикали не больше 15°.

Существуют следующие виды таких инженерных устройств:

  • Лифты пассажирские.
  • Грузопассажирские.
  • Грузовые лифты.
  • Для транспортировки пациентов медицинских учреждений, часто называемые больничными.
  • Лифты для пожарных подразделений, позволяющие использовать их для разведки, ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Противопожарные требования к лифтам изложены во многих законодательных, нормативных документах, начиная со статей 88, 89, 140 ФЗ-123 – «Технического регламента о требованиях ПБ»:

  • Предел стойкости к огневому воздействию дверей шахт – не ниже EI 30, а на объектах высотой не больше 28 м – Е 30.
  • Строительные конструкции ограждения лифтов, размещенных вне лестничных отсеков, машинных отделений, за исключением размещаемых на кровле, должны отвечать параметрам огнестойких перегородок первого типа, перекрытий – третьего типа. При этом не предъявляются требования по огнестойкости к строительным элементам, разделяющим шахты, машинные помещения.
  • Строительные проемы шахт, выходящие в холлы, фойе, коридоры, кроме поэтажных площадок лестниц, следует заполнять дверями, стойкостью к огню не меньше EI 30; противопожарными шторами с пределом не меньше EI 45, автоматически заполняющими проемы при обнаружении очага возгорания.
  • В строительных объектах, чья высота равна/больше 28 м, шахты лифтов, не обеспеченные тамбур-шлюзами с избытком воздушного давления, холлами с системами его подпора, необходимо оснащать вентиляционными установками, создающими избыток воздушного давления в лифтовых шахтах.
  • В подземных этажах строительных объектов входы в лифты должны быть защищены тамбур-шлюзами первого типа, обеспеченными при возникновении возгорания установками нагнетания избыточного воздушного давления.
  • Эвакуационными путями эвакуации не следует считать лифты, коридоры объектов с выходами из лифтов; лифтовые холлы, тамбуры лифтов, если их ограждения не являются строительными преградами огню.
  • На площадках этажей зданий около лифтов, используемых людьми, чья возможность передвижения ограничена, следует создавать зоны безопасности, защищенные от контакта с опасными факторами пожара, где они будут дожидаться прибытия пожарно-спасательных подразделений. К таким лифтам предъявляют требования ПБ, аналогичные для подъемного оборудования, предназначенного для транспортирования бойцов пожарных формирований.

СП 112.13330.2011, регламентирующий ПБ объектов, указывает:

  • В строительном объеме лестниц, за исключением незадымляемых, следует устанавливать не больше 2 лифтов для пассажиров, что опускаются до 1 этажа здания. При этом элементы ограждения шахт следует выполнять из негорючих стройматериалов, без требований к стойкости к огню.
  • Аналогичные требования предъявляются для шахт, возводимых вне строительного объема строений.
  • Не допускается устраивать выходы из грузовых лифтов в лестничные отсеки строительных объектов.

Противопожарные требования к видам, устройству лифтов также установлены рядом национальных стандартов:

  • ГОСТ 34442-2018 – о пожарной безопасности лифтов, регламентирующий требования к пассажирским, грузопассажирским лифтам, не предназначенным для продолжения эксплуатации при возникновении пожара внутри строительных объектов.
  • Его действие распространяется на вновь устанавливаемые устройства, предназначенные для транспортировки пассажиров и/или грузов, на объектах, защищенных установками сигнализации о пожаре; а также он может использоваться в качестве нормативной базы для повышения уровня пожарной безопасности эксплуатируемых лифтов.
  • ГОСТ Р 53296-2009 об установке лифтов для пожарных подразделений, которые в нормальных условиях могут эксплуатироваться для перевозки пассажиров.

Машинными отделениями лифтов называют специальные помещения, выделенные стенами/перегородками, перекрытиями с дверями/люками, предназначенные для установки одного/нескольких приводов кабин лифтов, другого лифтового оборудования. В многоквартирных домах они размещаются на верхнем, техническом этаже, а в общественных зданиях, по СП 118.13330.2012*, их допустимо размещать также в подземном этаже.

Машинные отделение лифтов и пожарная безопасность которых у многих жильцов многоэтажных домов нередко вызывает опасения, на самом деле не настолько пожароопасные помещения, ведь категория машинного помещения лифта по пожарной безопасности – В4.

Это обусловлено невысоким объемом удельной пожарной нагрузки – наличием приборов управления, электродвигателя привода лифта, электрических кабелей, проводов; небольшого количества смазочных материалов, нанесенного на элементы механизмов подъемного-опускного оборудования.

К пожароопасным помещениям строительных объектов категории В СП 12.13130.2009 относит те, что характеризуются следующими видами пожарной нагрузки – горючими, трудногорючими материалами, веществами, находящимися в твердом, пылеобразном, волокнистом, жидком состоянии, которые взаимодействуя друг с другом, водой, окислителями, включая кислород воздуха, способны только гореть.

В зависимости от общего количества, способов размещения, физико-химических свойств этих материалов, хранящихся на площадях пожароопасных помещений категории В, их подразделяют на четыре типа – от В1 до В4, которая с нормативными показателями удельной пожарной нагрузки 1–180 МДж·м -2 является наименее опасной.

Критерием определения категорий В1–В4 служит отношение удельной пожарной нагрузки к площади размещения, которая для категории В4 на любых участках пола помещения не должна быть больше 10 м 2 .

СП 5.13130 не включает в перечень объектов защиты шахту и кабину лифта, которые нет необходимости оборудовать установками сигнализации и тушения пожаров. К В4 относится только машинное отделение, потому что это помещение.

В СП 12.13130 дается методика расчетов категорий по пожарной опасности, позволяющие определить машинные отделения как помещения категории В4.

Согласно расчетам на основе методик СП 12.13130, к таким помещениям так же относятся (категории В4) :

  • Электрощитовые.
  • Вентиляционные камеры.
  • Машинные отделения лифтов.

В связи с этим сигнализация в них не требуется.

Лифтовые холлы

Стоит еще немного рассказать отдельно про лифтовые холлы в свете требований законодательства, противопожарных норм:

  • В статье 88 ФЗ-123 указывается, что цеха, имеющие категории А, Б по взрывопожарной опасности, необходимо отделять от других отсеков объекта, в том числе лифтовых холлов, преградами с тамбурами, имеющими постоянный воздушный подпор.
  • СП 54.13330.2016 – в лифтовых холлах жилых многоквартирных домов необходимо устанавливать двери со светопрозрачным остеклением из армированного стекла.
  • СП 118.13330 указывает, что в общественных зданиях ширина холлов лифтов для пассажиров выполняется не меньше 2 м при расположении лифтов в один ряд, а глубина лифтовой кабины не больше 1,5 м; 2, 5 м – при глубине 1, 5–2 м; 1, 3 глубины кабины, если она больше 2 м.

При расположении лифтов в два ряда ширина лифтового холла принимается не меньше удвоенной глубины кабины.

Нормы правил пожарной безопасности

«ППР в РФ» запрещают на защищаемых объектах:

  • Устанавливать в лифтовых холлах объекты розничной торговли – киоски, ларьки, а также устраивать подсобные, складские помещения, организовывать хранение горючих материалов.
  • Размещать в лифтовых холлах оборудование, изделия, а также производственные отходы, мусор.

Руководитель организации должен обеспечить незадымляемость лифтовых холлов, что используются как безопасные зоны для граждан, ограниченных в возможности самостоятельного передвижения. Это достигается поддержанием в исправном состоянии строительных преград огню, заполнений в них, систем противодымной защиты; наличием средств защиты дыхания, связью с помещением пожарного поста, размещением знаков ПБ, указывающих направление движения.

Довольно много противопожарных требований изложено в «Техническом регламенте о безопасности лифтов», касающихся документального сопровождения, включая наличие сертификатов пожарной безопасности, использования, технического лифтового оборудования; а также диспетчерского контроля за их работоспособностью, методах безопасной эвакуации пассажиров из кабин.

Пожарная сигнализация в лифте

Вопрос: Нужна ли пожарная сигнализация в лифте?

По нормам – ни в машинном отделении, ни в шахте лифта, ни в кабине сигнализация не нужна.

Читать еще:  Обивка металлических дверей

В машинном отделении, потому что это В4, о чем есть прямое указание в СП 5.13130 по сигнализации; в кабине и шахте – они нигде не упоминаются в нормах. Так что на это вопрос можно и развернуто ответить, а можно кратко – нет, не нужна.

Пожарные извещатели в кабине лифта иногда монтируют компании производители, которые входят в систему пожарной сигнализации это совокупность систем безопасности здания и установки обнаружения очага возгорания, смонтированной внутри лифтовой кабины. Обычно состоит из дымового пожарного извещателя в защищенном исполнении, смонтированного за подвесным потолком пассажирской кабины.

Блок управления лифтами, подключенный к системам пожарной сигнализации объекта, позволяет при срабатывании отправлять управляющий сигнал для принудительного опускания лифтовой кабины на 1 этаж здания, блокировки ее для дальнейшего использования во время пожара.

Виды сигнализации, которые устанавливают внутри строительного объекта, оснащенного лифтами, зависят от его назначения, основного вида пожарной нагрузки. Чаще всего это комплекс приемно-контрольных приборов с датчиками дыма, подсоединенных к централизованной панели управления, установленной в помещении диспетчерской (пожарного поста).

ВАЖНО: шахта лифта, по сути, является трубой, по которой открытый огонь и ядовитые дымовые газы могут чрезвычайно быстро распространиться по всем этажам строительного объекта, если не будет обеспечена комплексная пожарная безопасность лифта.

Комплекс противопожарных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности лифтов

Выделение лифтовых шахт, машинных отделений, лифтовых холлов, тамбуров противопожарными преградами с огнестойким заполнением проемов в них как на стадии проектирования, так и в процессе строительства, эксплуатации зданий.

Блокировка управляющей аппаратуры лифтового оборудования с системами сигнализации, противодымной защиты для оперативной доставки кабины лифта на первый этаж здания для эвакуации пассажиров, невозможности дальнейшего использования до ликвидации пожара.

Соблюдение противопожарного режима на путях эвакуации в зонах лифтовых холлов.

Заключение руководителями объектов договоров со специализированными предприятиями, осуществляющими технический сервис лифтового оборудования, систем пожарной автоматики.

Организация постоянного диспетчерского контроля за работоспособностью лифтов.

Противопожарные двери как элемент пожарной системы здания. Выбор в пользу безопасности

В вопросе борьбы с возгоранием противопожарные двери играют пассивную роль, но их наличие в случае возникновения пожара дает людям возможность и время безопасно эвакуироваться из очага возгорания и не отравиться вредными продуктами горения.

Область применения противопожарных конструкций

Противопожарные двери в качестве наружных и внутренних конструкций могут быть установлены в любых производственных помещениях, жилых или общественных зданиях, однако на практике размещаются там, где это четко предусмотрено проектом либо определено заключением инспектора пожарного надзора согласно требованиям СП 4.13130.2013 и ФЗ-123.

В соответствии с нормативной документацией (Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) участки зданий, сооружений и помещения с различными классами пожарной опасности обязательно должны быть отделены друг от друга ограждающими противопожарными конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости. При этом требования к ним определяются с учетом функциональной пожарной опасности помещений и предельной величины пожарной нагрузки.

Чаще всего установка противопожарных конструкций необходима в помещениях с высокой опасностью возгорания, прохождением инженерных коммуникаций, большим скоплением людей (школы, гостиницы, магазины, театры и др.), а также там, где имеются пути эвакуации или в которых возгорание быстро распространяется:

  • химические лаборатории, мастерские, цеха, гаражи;
  • помещения цокольных этажей;
  • кладовые с горючими материалами;
  • доступы в вентиляционные шахты и шахты коммуникаций;
  • омещения насосных станций и тепловых пунктов;
  • тамбур-шлюзы;
  • вход в электрощитовые помещения и подстанции;
  • машинные отделения лифтов и выходы в лифтовой холл;
  • выходы и входы из технических этажей, на чердак и кровлю;
  • эвакуационные выходы;
  • кабельные тоннели;
  • помещения категорий А и Б.

Конструктивные особенности противопожарных дверей

В отличие от простой металлической двери, противопожарная дверь способна противостоять высоким температурам и распространению пожара. Это возможно благодаря специальному конструктиву и техническим характеристикам. Важным качеством противопожарных дверей является их устройство, предусматривающее (ввиду расширения металла под воздействием высоких температур) деформацию только в виде выгибания в свободную сторону, что не приводит к блокированию двери.

Стандартная комплектация подобной двери включает в себя раму и полотно из двух металлических листов из алюминия или стали, что обеспечивает одновременное преимущество в вопросе огнеупорности и взломостойкости. Между листами располагают негорючий материал (базальт, минеральная каменная вата), обладающий к тому же высокими звуко- и теплоизоляционными характеристиками. Для защиты помещения от дыма и гари и закрытия щелей по периметру двери прокладывают термоактивную ленту и резиновый уплотнитель. Конструкция оснащается доводчиком и автоматическим порогом, закрывающим зазор между полом и створкой. В полотно монтируется огнеупорный замок и ручка системы «Антипаника», позволяющая легко открыть дверь изнутри простым нажатием (рис. 1).

Классификация противопожарных дверей

Учитывая, что пожар может принимать разные масштабы, на объектах используются конструкции разных типов, каждый из которых отличается по такому параметру, как степень огнестойкости (период времени, который дверь может «продержаться» под воздействием пламени). Отдельного ГОСТа на такие изделия не существует. Однако по результатам испытаний, методика которых содержится в действующих стандартах ГОСТ 53303, 53307 от 2009 г. и ГОСТ 30826–2014, эксперты устанавливают определенный уровень конструкции, например EI 30, где:

  • Е – потеря целостности конструкции;
  • I – утрата теплоизолирующей способности;
  • цифра в обозначении – время сдерживания распространения огня в минутах (вследствие повышения температуры на необогреваемой поверхности более чем на 140 °C).

В соответствии с этим запирающие системы делятся на типы:

  • EI 90 – защитные свойства не меняются на протяжении максимально возможного времени – 1,5 ч (хотя уже существуют запирающие системы с пределом огнестойкости 120 и выше). Данный тип применяется на объектах повышенного уровня опасности или большой площади (котельные, склады и др.).
  • EI 60 – способны удерживать пожар минимум 60 мин. Их можно считать универсальными из-за возможности установки в частном жилье и на территории гражданских или коммерческих объектов.
  • EI 30 – способность удерживать пожар на протяжении 30 мин.

В зависимости от типа противопожарной преграды (стена или перегородка) выбирается соответствующий класс противопожарной двери, пределы огнеcтойкости которой определяются согласно пункта 3 статьи 88 и таблице 24 Приложения к Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности.

Критериями классификации противопожарных дверей являются:

  1. материал:
    • из стального сплава;
    • алюминиевые;
    • деревянные со специальной пропиткой от горения;
  2. место использования:
    • технические и служебные – для установки на предприятиях;
    • внутренние – для рабочих и жилых помещений;
    • входные;
  3. конструкция:
    • одно- или двустворчатые;
    • глухие или с вставками из стекла;
    • открывающиеся с какой-либо одной стороны;
    • оснащенные специальными механизмами, приводящими в движение, и отличающиеся способом открывания (классическое, автоматическое, по принципу «Антипаника»).

Специфика фурнитуры и применяемых систем

По статистике 95% людей во время пожара гибнет, не успевая выбраться из помещения, в котором произошло возгорание. А потому к фурнитуре, устанавливаемой на противопожарные металлические конструкции, предъявляются высокие требования безопасности.

  • В случае возникновения пожара в здании комплектующие дверных полотен должны сохранять свою работоспособность (время устойчивости фурнитуры к экстремально высоким температурам должно совпадать с пределом огнестойкости запирающей системы).
  • Противопожарные двери должны иметь устройства для самозакрывания, дверные блоки должны быть оснащены доводчиками, обеспечивающими скорость закрытия полотна для блокировки распространения дыма и пламени. В то же время не приветствуется установка сложного замочного механизма, так как в экстренный момент он может не сработать. Поэтому металлические двери принято укомплектовывать системой «Антипаника»: с внешней стороны конструкция открывается ключом, а с внутренней – путем нажатия на специальную ручку.

Полноценная система «Антипаника» состоит из следующих компонентов:

  • устройство аварийного выхода (Cisa Prestige, New Europa, TOUCH-BAR, Abloy);
  • горизонтальная перекладина (штанга) – для открывания двери/ворот изнутри помещения;
  • ручка для управления с внешней стороны;
  • вертикальные тяги и дополнительные запоры для двухстворчатых дверей

Согласно ГОСТ 31471–2011, подобные системы должны быть включены в состав объектов защиты на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации, а также ремонта, реконструкции или при изменении функционального назначения здания, части здания или отдельных помещений. При этом (в особенности на контролируемых и режимных объектах, где необходимо отследить санкционированный выход) важно применять вариант исполнения системы «Антипаника», который не повлияет на корректность работы внедренной системы контроля и управления доступом.

Проектирование и монтаж

Приоритетный вопрос пожарной безопасности, решаемый специалистами в процессе проектирования, – это обеспечение надежной огнезащиты. На начальном этапе определяется тип двери и место ее размещения, при этом в целях минимизации затрат по максимуму должны быть использованы огнезащитные свойства применяемой конструкции на основе правильной оценки рисков распространения пламени и с учетом основных характеристик, долговечности и удобства используемого средства защиты.

Монтаж противопожарных конструкций осуществляется после окончания строительства или общих ремонтных работ специализированными организациями, имеющими соответствующие разрешения и лицензии МЧС.

Нормативная база в части сертификации противопожарных конструкций

Отнесение подобных конструкций к одному из видов пожарных преград обязует специалистов проектных организаций к выполнению требований:

  • эвакуации (размер дверей должен соответствовать пропускным параметрам пути);
  • нормативов по огнестойкости материалов (параметры могут быть изменены за счет применения специальных пропиток);
  • стандартов применяемой фурнитуры и систем (запорные механизмы, антиблокировочные системы и т.д.).

Однако, как и во многих других направлениях, здесь приходится сталкиваться с несовершенством нормативной базы и номенклатуры стандартов на подобную пожарно-техническую продукцию. Существующая в последнее время практика недобросовестной сертификации и ее «доступность» делают возможным присутствие противопожарных изделий, не выполняющих своих прямых функций. А потому существенное значение приобретает не только вопрос входной надзорной проверки применяемых на объектах средств защиты, но и разработка неких государственных стандартов, устанавливающих четкую номенклатуру параметров, конструктива элементов, материалов, фурнитуры и требования к монтажу противопожарных дверей (способы заделки швов в проемах, применение противопожарной пены и др.), для минимизации рисков, связанных с пригодностью противопожарных дверей к применению на защищаемых объектах.

Двери для лифтовых холлов

Популярное в современном мире строительство высотных зданий стимулирует развитие лифтового хозяйства. Одновременно с ним растет спрос на двери лифтовых холлов, которые отделяют зону общего коридора от прохода к квартирам. Двери на лифтовые холлы и лестничные клетки необходимы в жилых домах, поликлиниках и других медицинских учреждениях, в образовательных комплексах, на базах отдыха, в офисах и административных сооружениях.

На сегодня существует множество разных вариантов оформления лифтовых шахт и холлов. Довольно популярными считаются остекленные шахты лифтов и дверные конструкции, легко вписывающиеся в современный интерьер. Они визуально расширяют пространство. Довольно часто используются заграждения со стеклянными вставками матового или прозрачного стекла. В таком случае используют армированное стекло.

Требования к дверям для лифтовых холлов

Данному типу конструкций приходится постоянно выдерживать большой поток людей, поэтому при их производстве применяют специальные материалы, которые обеспечивают:

  • высокую износостойкость;
  • устойчивость к ударам и иным повреждениям;
  • удобство в эксплуатации и обслуживании.

Важными аспектами являются также надежная фурнитура и привлекательный дизайн дверей для лифтовых холлов, позволяющий им органично вписаться в современный интерьер высотного здания. В некоторых случаях к дверям для выходов к лифтовым холлам предъявляются определенные требования по уровню огнестойкости.

Производство дверей лифтовых холлов

Дверные конструкции изготавливаются промышленным способом из листов стали, иногда с плотным заполнением щита калиброванными по объему брусками или минеральной ватой. Полотна дверей могут быть выкрашены в любой цвет, облицованы пластиком или шпоном. По желанию заказчика они могут быть дополнены дверными доводчиками. Дверная коробка тоже изготавливается из металла, обеспечивая надежность эксплуатации дверей и жесткость всей конструкции.

В продажу двери лифтовых холлов поступают в следующей комплектации:

  • дверные полотна (пассивное и активное);
  • коробка;
  • дверные задвижки;
  • замки;
  • стеклопакеты.

Противопожарная дверь для лифтовых холлов

Нормативы по пожарной безопасности к лифтам обязывают устанавливать в холлах остекленные противопожарные двери с уровнем огнестойкости выше EI30. Такое стекло имеет также высокие теплоизоляционные свойства. Для определения предела огнестойкости дверных конструкций и их сертификации в лабораториях проводят специальные испытания.

Требуемая степень огнестойкости противопожарных дверей лифтовых холлов обеспечивается за счет применения:

  • многослойной конструкции из огнестойких плит ДСП в качестве наполнителя;
  • противопожарных стеклопакетов вместо обычных стекол;
  • надежного терморасширяющегося уплотнителя.

Данные нормы позволяют ограничить очаг возгорания и обеспечить безопасность людей в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Они обеспечивают нормальную их эвакуацию из помещения.

Преимущества заказа дверей в компании СП «Энергия»

Качественные материалы и современное оборудование, используемое нашими мастерами при изготовлении дверей, позволили наладить производство конструкций, полностью соотвествующее действующим ГОСТам. Мы гарантируем вам приобретение надежных и эстетичных дверей для лифтовых холлов, имеющих все необходимые сертификаты качества продукции.

Чтобы обеспечить правильную эксплуатацию конструкций, ее установку и монтаж лифтов выполняют опытные и квалифицированные специалисты СП «Энергия».

Звоните прямо сейчас по номеру 8 (495) 741-86-80 для вызова мастера на замеры и заказа подходящего варианта!

В сп Энергия вы получите полный цикл услуг:

Двери в лифтовом холле нормы

Конечно пособие — не нормативный документ, а всего лишь его интерпретация, и всё же.

В подтверждение высказанного выше приведу интересный абзац из п. 3.17. Пособия 4.91 к СНиП 2.04.05-91* «Противодымная защита при пожаре (2 редакция)», АО «Промстройпроект», Москва, 1992 г.:
«Тамбуры-шлюзы перед лестничными клетками 3-го типа могут быть помещениями довольно значительной площади (например, используемые лифтовые холлы), снабженные самозакрывающимися дверями на входе из коридора и на выходе в лестничную клетку. Подачу в них воздуха во время пожара рекомендуется предусматривать от специального вентилятора, нагнетающего воздух в вертикальную шахту с установленными на каждом этаже автоматическими клапанами, открываемыми по сигналу дымового датчика, размещенного в коридоре. Там же должен быть размещен ключ или кнопка для дистанционного открывания клапана. В качестве приточного клапана может быть использован дымовой клапан. Подача воздуха в тамбуры-шлюзы при нормальной эксплуатации, с расходом воздуха, определяемым по формуле (73) может производиться от любых приточных систем здания по п. 4.31 СНиП«

P.S.
Под понятием «СНиП» здесь имеется в виду СНиП 2.04.05-91*.

На всякий случай — а общая высота здания какая? Это я к тому, что в Вашем случае следует руководствоваться наряду с 41-м СНиПом еще и 31-05-03, а он распространяется только на здания высотой до 50 м (п. 6.1.2). Я так понимаю что верхние офисы явно выше этой отметки, в связи с чем нужно разрабатывать и согласовывать со всеми Госстроями и МЧС-ми свои нормы проектирования.

По теме:
Очевидно, инспектор дословно читает п. 8.2 СНиП 41-01:

Читать еще:  Чем можно оттереть монтажную пену с металлической двери

8.2 Системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре следует предусматривать:

а) из коридоров и холлов жилых, общественных, административно-бытовых и многофункциональных зданий высотой более 28 м. Высота здания (для эвакуации людей) определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных автомашин и нижней отметки открывающегося окна (проема) в наружной стене верхнего этажа (не считая верхнего технического);

и читая слово «холл», требует оборудования его дымоудалением.

Вопрос в следующем — используется ли холл для эвакуации? Если да, то должны быть выполнены следующие условия СНиП 21-01-97:

6.24* Эвакуационные пути следует предусматривать с учетом 6.9; они не должны включать лифты и эскалаторы, а также участки, ведущие:

через коридоры с выходами из лифтовых шахт, через лифтовые холлы и тамбуры перед лифтами, если ограждающие конструкции шахт лифтов, включая двери шахт лифтов, не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам;

7.22* Ограждающие конструкции лифтовых шахт (кроме указанных в 6.33) и помещений машинных отделений лифтов (кроме расположенных на кровле), а также каналов, шахт и ниш для прокладки коммуникаций должны соответствовать требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам 1-го типа и перекрытиям 3-го типа. Предел огнестойкости ограждающих конструкций между шахтой лифта и машинным отделением лифта не нормируется.

При невозможности устройства в ограждениях вышеуказанных лифтовых шахт противопожарных дверей следует предусматривать тамбуры или холлы с противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа или экраны, автоматически закрывающие дверные проемы лифтовых шахт при пожаре. Такие экраны должны быть выполнены из негорючих материалов, и предел их огнестойкости должен быть не ниже EI 45.

В зданиях с незадымляемыми лестничными клетками должна предусматриваться автоматическая противодымная защита лифтовых шахт, не имеющих у выхода из них тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре.

То есть необходимо (при эвакуации через холл) чтобы шахта и двери лифтов были противопожарными и в них был подпор воздуха. Тогда лифтовой холл может рассматриваться как часть эвакуационного коридора, следовательно, дымоудаление тоже должно быть.
Если же лифтовая шахта не ограждена противопожарными преградами (в т.ч. двери), лифтовой холл служит для отделения пути распространения пожара через шахту и отделяется от коридоров противопожарными преградами. Тогда удаление дыма делать не нужно (да и невозможно т.к там должен быть подпор.)
Есть еще один вариант — шахта противопожарная, есть подпор в шахту, но эвакуации через холл нет. В этом случае, при ненормируемых пределах огнестойкости холла, делать дымоудаление не нужно. Это прямо не прописано, но вытекает из логики противодымной защиты — удаление дыма только на путях эвакуации и подпор в пути распространения пожара. Холл выступает в данном случае просто как помещение, смежное с коридором. Вот этот последний абзац есть мое ИМХО, ибо прецендентов у меня не было.

Обращаю также внимание на п. по теме из нового МГСН 4.19-2005 (чисто из спортивного интереса, поскольку на Челябинск он не расспространяется):

«14.60. Для защиты от задымления лифтовых шахт допускается
применение автономных систем приточной противодымной вентиляции,
обеспечивающих подачу наружного воздуха с созданием избыточного
давления в лифтовых холлах
(лифтовом холле на этаже пожара)».

СНиП 2.04.05-91, п. 5.2*:
Удаление дыма следует предусматривать.
Требования настоящего пункта не распространяются:
д) на коридоры и холлы, если для всех помещений, имеющих двери в
этот коридор, проектируется непосредственное удаление дыма с механи-
ческим побуждением.

Т.е. если для всех помещений, имеющих двери в данный коридор или холл не запроектировано дымоудаление с мех.побуждением, то коридор или холл надо оборудовать с-мой дымоудаления. Получается так.

А вот если у меня выход из лифтов на 1 этаже — в стеклянную загородку, к-рая сообщается с остальным холлом посредством 2х турникетов, а остальной холл — это начинающийся атриум, с которого я делаю дымоудаление под крышей, то надо мне из стеклянной загородки перед лифтами удалять дым или достаточно дымоудаления из атриума?

Подскажите ,пожалуйста,как опытные проектировщики. Делаю рассчет дымоудаления в 16-ти этажном доме. Расход воздуха получил,давление тоже. Строители утверждают(чтобы перестраховаться),что в шахте лифта есть выступающие ригели,нужно ли учесть в рассчете сопративление на эти ригели?(коэффициент сопротивления ригеля я знаю=2,а вот какое давление на этот ригель взять,не могу понять). Если есть время,может подкинет советик.

Подскажите ,пожалуйста,как опытные проектировщики. Делаю рассчет дымоудаления в 16-ти этажном доме. Расход воздуха получил,давление тоже. Строители утверждают(чтобы перестраховаться),что в шахте лифта есть выступающие ригели,нужно ли учесть в рассчете сопративление на эти ригели?(коэффициент сопротивления ригеля я знаю=2,а вот какое давление на этот ригель взять,не могу понять). Если есть время,может подкинет советик.

Двери в лифтовом холле нормы

4. ЭВАКУАЦИЯ ЛЮДЕЙ ИЗ ПОМЕЩЕНИЙ И ЗДАНИЙ

4.1. Эвакуационные пути должны обеспечивать безопасную эвакуацию всех людей, находящихся в помещениях зданий, через эвакуационные выходы.
4.2. Выходы являются эвакуационными, если они ведут из помещений:
а) первого этажа наружу непосредственно или через коридор, вестибюль, лестничную клетку;
б) любого этажа, кроме первого, в коридор, ведущий на лестничную клетку, или непосредствен но в лестничную клетку (в том числе через холл). При этом лестничные клетки должны иметь выход наружу непосредственно или через вестибюль, отде­ленный от примыкающих коридоров перегородка ми с дверями;
в) в соседнее помещение на том же этаже, обес печенное выходами, указанными в подпунктах „а» и „б», за исключением случаев, указанных в СНиП части 2.
При устройстве эвакуационных выходов из двух лестничных клеток через общий вестибюль одна из них кроме выхода в вестибюль должна иметь вы ход непосредственно наружу.
Выходы наружу допускается предусматривать че рез тамбуры.
4.3*. Из зданий, с каждого этажа и из помещения следует предусматривать не менее двух эвакуацион ных выходов, за исключением случаев, указанных в СНиП части 2.
Эвакуационные выходы должны располагаться рассредоточенно. Минимальное расстояние l между наиболее удаленными один от другого эвакуацион ными выходами из помещения следует определять по формуле
4.4. Из помещения площадью до 300 м2, рас положенного в подвальном или цокольном этаже, допускается предусматривать один эвакуационный выход, если число постоянно находящихся в нем не превышает 5 чел. При числе людей от 6 до 15 допус кается предусматривать второй выход через люк размерами не менее 0,6х0,8 м с вертикальной лест ницей или через окно размерами не менее 0,75х1,5 м с приспособлением для выхода.
4.5*. Выходы из подвалов и цокольных этажей следует предусматривать непосредственно наружу, за исключением случаев, указанных в СНиП части 2.
4.6. Ширина путей эвакуации в свету должна быть не менее 1 м, дверей — не менее 0,8 м.
При дверях, открывающихся из помещений в об щие коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную:
на половину ширины дверного полотна — при одностороннем расположении дверей;
на ширину дверного полотна — при двусторон нем расположении дверей.
Высота прохода на путях эвакуации должна быть не менее 2 м.
Допускаемую длину путей эвакуации следует принимать по СНиП части 2.
4.7. В полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исклю чением порогов в дверных проемах. В местах пере пада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с укло ном не более 1 : 6.
4.8. В общих коридорах не допускается предус матривать устройство встроенных шкафов, за ис ключением шкафов для коммуникаций и пожар ных кранов.
4.9. Устройство винтовых лестниц, забежных ступеней, раздвижных и подъемных дверей и ворот, а также вращающихся дверей и турникетов на путях эвакуации не допускается.
4.10. В вестибюлях допускается размещать ком наты охраны, открытый гардероб и торговые лотки.
4.11. В лестничных клетках не допускается предусматривать помещения любого назначения, промышленные газопроводы и паропроводы, трубо проводы с горючими жидкостями, электрические кабели и провода (за исключением электропровод ки для освещения коридоров и лестничных клеток) , выходы из подъемников и грузовых лифтов, мусоропроводы, а также оборудование, выступаю щее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверх ности проступей и площадок лестницы.
В зданиях высотой от уровня земли до пола верх него этажа менее 26,5 м допускается в лестничных клетках предусматривать мусоропроводы и электро проводку для освещения квартир.
В лестничных клетках (кроме незадымляемых) допускается размещать не более двух пассажирских лифтов, опускающихся не ниже первого этажа.
4.12. Двери на путях эвакуации должны откры ваться по направлению выхода из здания.
Двери на балконы, лоджии (за исключением две рей, ведущих в воздушную зону незадымляемых лестничных клеток 1-го типа) и на площадки наруж ных лестниц, предназначенных для эвакуации, двери из помещений с одновременным пребывани ем не более 15 чел., двери из кладовых площадью не более 200 м2 и санитарных узлов допускается проек тировать открывающимися внутрь помещений.
4.13. Высота дверей в свету на путях эвакуации должна быть не менее 2 м.
Высоту дверей и проходов, ведущих в помеще ния без постоянного пребывания в них людей, а также в подвальные, цокольные и технические этажи, допускается уменьшать до 1,9 м, а дверей, являющихся выходом на чердак или бесчердачное покрытие, —до 1,5 м.
4.14. Наружные эвакуационные двери зданий не должны иметь запоров, которые не могут быть открыты изнутри без ключа.
4.15. Двери лестничных клеток, ведущие в об щие коридоры, двери лифтовых холлов и тамбу ров-шлюзов должны иметь приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах и не дол жны иметь запоров, препятствующих их открыванию без ключа.
В зданиях высотой более четырех этажей указан ные двери, кроме квартирных, должны быть глу­хими или с армированным стеклом. Ширина наружных дверей лестничных клеток и дверей в вестибюль должна быть не менее расчет ной ширины марша лестницы.
Двери лестничных клеток в открытом положении не должны уменьшать расчетную ширину лестничных площадок и маршей.
4.16. Для эвакуации людей из зданий предус матриваются:
лестницы типов:
1-й — внутренние, размещаемые в лестничных клетках;
2-й — внутренние открытые (без ограждающих стен);
3-й — наружные открытые;
обычные лестничные клетки типов:
1-й — с естественным освещением через окна в на ружных стенах (в том числе открытые во внешнюю среду);
2-й — без естественного освещения через окна в наружных стенах (в том числе с верхним освеще нием);
незадымляемые лестничные клетки типов:
1-й —с выходом через наружную воздушную зону по балконам, лоджиям, открытым переходам, галереям;
2-й — с подпором воздуха при пожаре;
3-й — с выходом в лестничную клетку через тамбур-шлюз с подпором воздуха (постоянным или при пожаре).
Область применения указанных лестниц и лестничных клеток устанавливается в СНиП части 2.
4.17. Ширина марша лестницы должна быть не менее ширины эвакуационного выхода (двери) в лестничную клетку.
Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша, а перед входами в лифты с распашными дверями — не менее суммы ширины марша и половины ширины двери лифта, но не менее 1,6 м.
Между маршами лестниц следует предусматри вать зазор шириной не менее 50 мм.
4.18. Эскалаторы следует проектировать по нор мам, установленным для проектирования лестниц, с учетом требований п. 4.19.
4.19. В зданиях I и II степеней огнестойкости до пускается предусматривать лестницы 2-го типа из вестибюлей до второго этажа. В этом случае вести бюль должен отделяться от коридоров и смежных помещений противопожарными перегородками 1-го типа.
4.20. Лестницы 3-го типа, предназначенные для применения в качестве второго эвакуационного выхода, должны выполняться из негорючих мате риалов и сообщаться с помещениями через площад ки или балконы, устраиваемые на уровне эвакуа ционных выходов. Указанные лестницы должны иметь уклон не более 1 : 1 и ширину не менее 0,7 м. Двери выходов на лестницы 3-го типа не должны иметь замков или других запоров снаружи.
4.21. Устройство проемов (за исключением двер ных) во внутренних стенах лестничных клеток не допускается.
В световых проемах лестничных клеток, заполненных стеклоблоками, следует предусматривать открывающиеся фрамуги площадью не менее 1,2 м2 на каждом этаже.
4.22. В зданиях с незадымляемыми лестничными клетками лифтовые шахты следует предусматри вать с подпором воздуха при пожаре в соответствии со СНиП 2.04.05-86. Выходы из этих шахт следует предусматривать через лифтовые холлы, отделяе мые от смежных помещений противопожарными перегородками 1-го типа. В этом случае устройство противопожарных дверей в лифтовых шахтах не требуется.
4.23. Незадымляемые лестничные клетки в пре делах первого этажа должны иметь выходы только непосредственно наружу. Незадымляемые лестнич ные клетки 1-го типа должны сообщаться с первым этажом через воздушную зону.
4.24. В зданиях с незадымляемыми лестничны ми клетками следует предусматривать дымоудаление из коридоров на каждом этаже в соответствии со СНиП 2.04.05-86. Эти коридоры следует разде лять противопожарными перегородками 2-го типа не реже чем через 60 м.
В зданиях, оборудованных установками пожаро тушения и сигнализацией, в которых противопожар­ные двери в указанных перегородках по условиям эксплуатации должны находиться в открытом поло жении, следует предусматривать автоматические устройства для закрывания этих дверей при пожаре.
4.25. Балконы, лоджии или галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам 1-го типа, должны иметь ширину не менее 1,2 м с высотой ограждения 1,2 м. Расстояние в осях междудверны ми проемами в наружной воздушной зоне должно быть не менее 2,2 м.
4.26. Лифты и другие механические средства транспортирования людей не следует учитывать при проектировании путей эвакуации.
Допускается в случаях, предусмотренных в СНиП части 2, один из лифтов оборудовать для ис пользования пожарными подразделениями при пожаре.
4.27. Пассажирские лифты, размещаемые в лест ничных клетках, допускается ограждать метал лическими сетками, перегородками из армирован ного стекла и других негорючих материалов с ненормируемыми пределами огнестойкости, а лифты, размещаемые вне зданий, — только перегородками из негорючих материалов с ненормируемыми пре делами огнестойкости.
4.28. В зданиях, как правило, следует предус матривать оповещение о пожаре. Способ оповеще­ния (технические средства или организационные меры) определяется в зависимости от назначения здания и его объемно-планировочного и конструк тивного решения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector