Bktp-omsk.ru

Делаем сами
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ГОСТ по проверке пожарной сигнализации

ГОСТ по проверке пожарной сигнализации

1 мая 2018 года введен в действие ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования».

ГОСТ Р 57974-2017 устанавливает требования к организации проведения проверок работоспособности вводимых в эксплуатацию и эксплуатируемых в зданиях и сооружениях систем, установок противопожарной защиты и их элементов (ППЗ).

Требования ГОСТ Р 57974-2017 распространяются на организацию проведения проверки работоспособности следующих систем ППЗ:

  • Автоматических установок пожаротушения;
  • Автономных установок пожаротушения;
  • Автономных устройств пожаротушения;
  • Автоматической пожарной сигнализации;
  • Систем оповещения и управления эвакуацией;
  • Систем противодымной защиты;
  • Внутренних противопожарных водопроводов.
  • Проверку работоспособности систем ППЗ организует собственник объекта защиты или лицо, владеющее им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании.

Порядок осуществления и документальное оформление проверки работоспособности ППЗ: акт или сертификат
Национальный стандарт ГОСТ Р 57974-2017 определяет такую периодичность проверки работоспособности систем противопожарной защиты:

  • один раз в квартал — для АУПС и СОУЭ;
  • один раз в полгода — для систем противодымной защиты, АУПТ, а также внутреннего противопожарного водопровода.

Проверки работоспособности делятся на плановые — в соответствии с графиком и внеплановые — проводимые по необходимости. В ходе этого мероприятия изучению и оценке подлежат как непосредственно системы и установки, так и документы на них. Перечень необходимой для проведения проверки документации содержится в пункте 7.2 ГОСТ Р 57974-2017.

Штрафы
  • для граждан – 1 500-2 000 рублей;
  • для должностных лиц – 3 000-4 000 рублей;
  • для юрлиц – 70 000-80 000 рублей.
  • Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи, влечет:
  • для граждан – 4 000-5 000 рублей;
  • для должностных лиц – 15 000-20 000 рублей или дисквалификацию на срок до 3-х лет;
  • для ИП — 40 000 — 50 000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для юрлиц – 150 000-200 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Части 1-6 ст. 20.4. «КоАП» от 30.12.2001 №195-ФЗ гласит, что нарушение требований ПБ, за исключением случаев, упомянутых статьями 8.32 и 11.16 действующего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • для граждан – 2 000-3 000 рублей;
  • для должностных лиц – 6 000-15 000 рублей;
  • для ИП — 20 000- 30 000 рублей;
  • для юрлиц – 150 000-200 000 рублей.

Нарушение требований, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека:

  • для граждан – 4 000-5 000 рублей;
  • для должностных лиц – 40 000-50 000 рублей;
  • для юрлиц – 350 000-400 000 рублей.

Нарушение требований, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека:

  • для юрлиц – 600 000-1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Суммы штрафов и последствия нарушения требований нормативных документов достаточно внушительные, поэтому руководителям организаций выгодней побеспокоиться о проверке работоспособности пожарной автоматики заранее и регулярно выполнять их проверку во избежание получения административного взыскания.

ГОСТ Р 57974-2017 (проверка систем противопожарной защиты)

  • Национальный реестр специалистов (НРС)
  • Вступление в СРО строителей
  • Вступление в СРО проектировщиков
  • Вступление в СРО инженеров-изыскателей
  • СРО/сертификация судебных экспертов
  • Справки об отсутствии судимости
  • Сертификат СТО 03.080.02033720.1-2020 (ранее ГОСТ РПО)
  • ИСО 9001:2015 (менеджмент качества)
  • ИСО 14001:2015 (экологический менеджмент)
  • OHSAS 18001:2007 (охрана здоровья и безопасность труда)
  • ИСО 13485:2011 (медицинские изделия)
  • ИСО/ТУ 29001:2007 (менеджмент качества организаций нефтехим. и газовой отрасли)
  • ИСО 28001:2007 (безопасность цепи поставок)
  • ИСО 50001:2012 (энергетический менеджмент)
  • ИСО/МЭК 27001:2006 (информационная безопасность)
  • ИСО 10012:2008 (менеджмент измерений)
  • ИСО/МЭК 20000-1-2013 (менеджмент информационных технологий)
  • Интегрированное ИСО (9001, 14001, 18001)
  • ИСО/ТУ 16949:2009 (менеджмент качества в автомобилестроении)
  • ГОСТ Р 57974-2017 (проверка систем противопожарной защиты)
  • ХАССП (ИСО 22000-2007 — безопасность пищевой продукции)
  • ХАЛЯЛЬ (HALAL)
  • Оценка опыта и деловой репутации
  • Сертификат пожарной безопасности 2
  • Разработка технической документации
  • Разработка экологической документации
  • Разработка документации по ГО и ЧС
  • Регистрация ТУ, СТО

С 1 мая 2018 года в России начал действовать новый национальный стандарт пожарной безопасности – ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования». Стандарт был утвержден в 2017 году при активном участии специалистов МГСУ, НСОПБ, ВДПО. Он прописывает периодичность мониторинга охранно-пожарных систем.

Настоящий стандарт устанавливает требования к организации проведения проверок работоспособности вводимых в эксплуатацию и эксплуатируемых в зданиях и сооружениях (далее – объект защиты) систем, установок противопожарной защиты и их элементов (далее – системы ППЗ).

Требования стандарта распространяются на организацию проведения проверки работоспособности следующих систем ППЗ:

— автоматических установок пожаротушения;

— автономных установок пожаротушения;

— автономных устройств пожаротушения;

— автоматической пожарной сигнализации;

— систем оповещения и управления эвакуацией;

— систем противодымной защиты;

— внутренних противопожарных водопроводов.

СТОИМОСТЬ И СРОКИ ПОЛУЧЕНИЯ СЕРТИФИКАТА ГОСТ Р 57974-2017

Сроки получения сертификата — 1 рабочий день.

Срок действия сертификата — 3 года (при условии прохождения инспекционного контроля каждый год).

Как провести проверку пожарной сигнализации?

Содержание:

  1. Эксплуатация пожарной сигнализации;
  2. Как часто нужно проверять систему;
  3. Методы проверки работоспособности сигнализации;
    • Визуальный осмотр;
    • Диагностика всей системы;
    • Проверка отдельных датчиков.

В России действуют правила противопожарного режима, а также некоторые другие нормативные акты, которые обязывают все учреждения принимать соответствующие меры безопасности. Одной из них таких обязанностей является установка сигнализации. Система хорошо себя зарекомендовала и часто используется даже владельцами частных домов.
Но ответственное за безопасность помещения лицо должно не просто установить систему. Необходимо также знать, как проверить пожарную сигнализацию. Это обязательная процедура, этапы и сроки которой оговорены законом.

Эксплуатация пожарной сигнализации

Автоматическая система пожарной сигнализации работает постоянно, но активирует большинство функций лишь при угрозе возгорания. К функциям относятся:

  • постоянный анализ температуры и задымленности в помещении;
  • сигнализирование о месте возгорания на пульт пожарной охраны;
  • звуковой и световой сигнал для оповещения людей внутри здания для начала эвакуации;
  • направление воздушного потока из задымленного помещения наружу через дымоход, с одновременным отключением общей вентиляции;
  • запуск систем пожаротушения.

Обратите внимание! Автоматическая пожарная сигнализация (АПС) в частном доме обычно подключена к системе “Умный дом”. К указанным выше опциям добавляется уведомление хозяина о возгорании через СМС. Для нее нет жестких правил проверки.

За обозначенные функции отвечают разные детали. Даже если сработает датчик температуры, может не включиться звуковое оповещение. Поэтому инструкция, как проверить пожарную сигнализацию на работоспособность, включает разные методы. И если какой-то элемент конструкции не реагирует правильно, его необходимо будет заменить.

Как часто нужно проверять систему?

Первая обязательная диагностика проводится сразу после подключения сигнализации. При этом должны присутствовать:

  • руководитель (владелец здания) или иное ответственное за эксплуатацию помещения лицо;
  • установщик (или представитель организации, которая монтировала АПС);
  • представитель службы пожарной безопасности;
  • представитель охранной компании.

Любые недочеты должны быть исправлены до ввода конструкции в эксплуатацию. В дальнейшем правила о том, как часто проводится проверка пожарной сигнализации, предполагают лишь периодическую диагностику.

В соответствии со ст. 61 Правил противопожарной безопасности РФ проведение диагностики осуществляется не реже 1 раза в квартал. Этот пункт дублируется в ст. 5.1. ГОСТ Р 57974-2017. Однако последний норматив в мае 2019 года временно был приостановлен из-за недовольства собственников слишком частыми проверками. Пока ГОСТ не будет проверен и восстановлен инструкция о том, как часто проводят проверку пожарной сигнализации, гласит, что периодичность диагностики — 1 раз в полгода в сопровождении специалиста с лицензией и визуальный осмотр ежемесячно своими силами.

Методы проверки работоспособности сигнализации

После каждой диагностики, включая первичную, составляется акт проверки состояния системы. Организовывает процедуру владелец (арендатор) помещения. Он приглашает проверяющую сторону. Акт подписывают обе стороны — и владелец, и тестировщик.

Процедура осмотра может затянуться на несколько часов. Перед тем, как проверить работоспособность системы пожарной сигнализации, проверяющему должны предоставить:

  • технический паспорт сигнализации, а также иные сопроводительные документы от производителя;
  • акт ввода в эксплуатацию;
  • журнал с перечислением всех предыдущих проверок;
  • отчет с предыдущей диагностики.

В случае наличия неисправностей они перечисляются в акте. Следующая проверка обязана выявить, было ли проведено должное обслуживание АПС с заменой соответствующих элементов.

Визуальный осмотр

Внешний осмотр проводится раз в месяц. Специальных знаний, как проверить систему пожарной сигнализации, от уполномоченного лица не требуется. Достаточно отметить наличие/отсутствие элементов, которые мешают работе датчиков. Часто такая процедура сопровождается плановой эвакуацией. Этот тип диагностику могут выполнять собственные специалисты. Приглашать проверку из надзора не нужно, но акт должен быть составлен.

Диагностика всей системы

Обязательным условием при плановом испытании является наличие инструкции от производителя. Ложную тревогу в большинстве случаев можно запустить с пульта или переключателя. Например, основной способ, как проверить работоспособность пожарной сигнализации на локомотиве, — последовательное нажатие кнопок СБРОС, РЕЖИМ, РЕЗЕРВ на панели управления. Аналогичная комбинация может использоваться на тепловозах и электровозах.

Во время испытания срабатывают все извещатели. Это значит, что будут заметны все функции конструкции. Такая проверка быстрая, но не полноценная, поэтому есть еще один метод, как проводить проверку работоспособности пожарной сигнализации. Используются обычно сразу оба метода.

Проверка отдельных датчиков

Стандартное испытание проводится без учета наличия дыма или повышения температуры в помещении. Поэтому можно увидеть, как АПС будет препятствовать распространению огня. Для более четкого результата рекомендуется проверить отдельные датчики. Если специалист не сделал этого сам, то укажите, как проверить работоспособность системы пожарной сигнализации, с акцентом на рандомные извещатели.

Диагностика одного датчика занимает около 10 минут. Используются специальные инструменты, поэтому выполнить процедуру могут только представители организаций, имеющих соответствующую лицензию. На отдельные извещатели направляется дым, на другие воздействует тепло от лампы или другого приспособления. При полноценном обследовании стоит осмотреть все извещатели в каждой локомотивной секции, но обычно все ограничивается несколькими отдельно установленными датчиками.

Не стоит недооценивать важность испытаний. За тем, как проводится проверка пожарной сигнализации, необходимо следить заказчику. Именно собственник несет ответственность за работоспособность конструкции и защиту людей в помещении. Любые поломки, а также использование АПС после рекомендованного производителем срока действия будут на совести владельца предприятия.

Для профилактики любых казусов, необходимо придерживаться действующих норм. Если вы узнали о наличии недочетов, укажите, как проверить работоспособность системы пожарной безопасности, на внеплановом испытании.

Требования по проверке пожарной сигнализации и пожарной безопасности ГОСТ Р 57974-2017

Требования по проверке пожарной сигнализации и пожарной безопасности ГОСТ Р 57974-2017

Сегодня я, Гафурова Р.А., совместно с Мухтяровым Р.К. раскроем и разъясним вам важную тему. А именно – поговорим о новом ГОСТ Р 57974-2017 и требованиях по проверке работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений которая касается всех предприятий, в чью сферу деятельности входит ремонт пожарной сигнализации, обслуживание и монтаж различных средств защиты от пожаров. Но еще больше этот вопрос касается клиентов этих предприятий, заказчиков работ.

Ранее проверки СПЗ проводились согласно первичным Правилам противопожарного режима, а более точно, согласно статье №61:

По этим требованиям предприятие, которое проводило ТО СПЗ и клиент создавали комиссию, которая проверяла автоматика средств противопожарной защиты, с периодичностью 1 раз в квартал, после чего составляли Акт об этом мероприятии. Проверка сводилась к тому, что комиссия проходила по объекту, просматривала извещатели, слушали, как работает сирена, как получает сигнал ПЦН (если он есть на объекте). Стоимость таких работ раз в квартал небольшая, подрядчики всеми силами старались удешевить работы. Со временем цена проверки упала настолько, что делать проверку почти перестали.

Это стало хорошим способом заработать на госзаказах, брали в работу несколько сотен объектов и жили в свое удовольствие. При этом какого-то качества не было в принципе. В результате трагедии как в «Зимней Вишне» или «Хромой лошади», где все СПЗ были актированы, но не сработали. Но Акты ежеквартальные этих объектов имеются в наличии, их подписывали Заказчик и Подрядчик работ. Все системы, которые должны были предотвратить пожар не выполнили своих функции и этим занимается Прокуратура.

Но 20 сентября 2016 года вышло 247 постановление Правительства РФ, изменившее цитировавшийся пункт №61 правил противопожарного режима, а именно:

Что изменилось в новом пункте 61? Сейчас на руководство объектов возлагается не просто ответственность за проверку работы СПЗ. И руководство должно обеспечивать проверки, согласно инструкциям производителя компонентов и другого оборудования пожарной защиты. Это должно соответствовать национальным ГОСТ. Соответствовать международным стандартам в наших условиях, это, скажем прямо, утопия. Но возникает вопрос – что такое национальный стандарт? Есть ли уже такие ГОСТ? Пока предприятия использовали РД (регламентные документы) различных годов, это было понятно.

Стандарт этот существует, он называется ГОСТ Р 57974-2017. Ниже мы рассмотрим его подробно. Он стал действительным после приказа №1794 ФАТР от 21.10 17-го года.

Требования и порядок проведения проверок

Вот как описана цель документа:

Читать еще:  Тип горелки котла: какой лучше

Достаточно ясно видно, что цель проверки теперь состоит не только в проверке работы систем противопожарной защиты, но и в определении того, можно ли продлить эксплуатационные сроки. Если есть элементы, просроченные по нормам производителя либо морально старые, то комиссия теперь не может игнорировать сей факт. Она должна принять ответственное решение – система или продолжает работу, или нет.

И подумайте сами – возьмет ли кто-нибудь ответственность, если по паспорту производитель дает гарантию только на 60 тысяч часов работы извещателя? А это менее 7 лет. То есть, если есть в системе извещатель или другой датчик с таким ресурсом, старше 2011 года (статья пишется в 2018) – то единственный выход – капитальный ремонт и замена. Теперь по ГОСТу без проверки нельзя не только вести ТО, но провести пусконаладку. Установлена точная периодичность проверок, а также арендатор (тот кто пользуется правом ведения, управления). Так что – ответственен за системы ППЗ – арендатор, и он дожжен производить проверку, отмазаться не выйдет.

Важный нюанс, на который надо обратить внимание. Право проверять системы имеет право только квалифицированный эксперт, имеющий подтверждение компетенции (добровольная сертификация). Экспертов теперь (для ежеквартальных проверок!) потребуется очень много, будут курсы обучающие, которые будут выдавать сертификаты, с занесением в реестр.

Проверять может или физическое лицо, с дипломом и сертификатом, которое работает в штате какой-либо организации, юрлицо (оно, очевидно, должно иметь в штате НЕСКОЛЬКО таких специалистов), ИП. Если вы хотите зарабатывать на жизнь такими проверками – сами решите, как оформиться.

Обратите внимание на этот нюанс! Не важно, кто будет проводить проверку аудит, ИП или организация. У них должен свой фирменный сертификат, пронумерованный и внесенный, видимо, в свой реестр, (а иначе – зачем эти номера?), который действует 1 квартал. Если произойдет трагедия и на пепелище обнаружится, что ППЗ не сработала – то комиссия спросит с этого аудитора.

Точнее, комиссия выявит, а вопросы будет задавать работник прокуратуры. Впрочем – что могут сделать такому аудитору? Он всего лишь подтвердил, что техника работала, комиссия ходила и это видела. А при пожаре не сработала защита от пожара. Это же техника. Максимум что возможно в качестве наказания эксперта – уволить его, лишить возможности заниматься аудитом.

Весьма примечательное место в ГОСТ. Эксперт-аудитор (при это почему-то лишь организация) сможет отправить итоги аудита систем противопожарной защиты в какой-то невнятный «центр мониторинга».

И возникает интересный момент – при аудите/тестировании больших объектов найти кучу недоработок и в системах противопожарной защиты (пожаротушение, дымоудаление, система пожарной сигнализация) не трудно. Ведь в ней тысячи элементов. Это может создать почву для коррупции и вымогательства со стороны внешних проверяющих! В организациях с крупными объектами будут проще держать своего штатного сертифицированного эксперта-аудитора для регулярных ежеквартальных проверок. Он будет контролируемый.

Пункт 6.6 также интересен – вы заметили, что нам интересны вообще все подпункты этого «интересного» пункта № 6 документа?

Но в этом случае – ничего сверхсложного, методики проверок давно существуют, они создаются в ВНИИПО (научно-исследовательский институт пожарной охраны), прописаны в инструкциях производителей. Могут быть созданы и самой экспертной организацией.

Этот пункт также несложный. Производители средств пожарной защиты по-быстрому пройдут экспертизы на свои изделия и оборудование в этом ТК 001 и разработает методики.

Кто успеет первым – существенное поднимет продажи оборудования. Продукция с уже разработанными и получившими одобрение методиками тестов будет пользоваться большим спросом.

Тут, на первый взгляд, ничего нового нет, это как и в прошлых регламентных нормативах, которые касаются техобслуживания и регламента средств пожарной защиты.

Тем не менее, надо обратить внимание на тот факт, что теперь экспертные организации могут вносить в акты замечания, что документация на проверяемое оборудования была не в нужном количестве.

Обязательность исполнения и применения ГОСТ Р 57974-2017

Подведем итоги нашего пристального обзора ГОСТ Р 57974-2017. Что мы получим в ближайшее время?

  1. Аудит систем противопожарной защиты теперь выполняется по закону экспертами-аудиторами.
  2. Они получили возможность очень методично и по закону «пить кровь» с организаций, производящими техобслуживанием систем пожарной защиты.
  3. Заказчики не будут платить за ТО системы, пока не получен сертификат соответствия.

Конечно, такие системы «саморегулируется». «Сарафанное радио» разнесет, что некая организация слишком придирчиво относится к аудиту, а кто-то «лоялен» и хочет, чтобы им позолотили ручку. Большие фирмы, занятые обслуживанием систем пожарной защиты, зарегистрируют параллельные экспертные организации. Мелкие будут «золотить ручку», опять коррупция и круговая порука.

Ну что же – пора впадать в отчаяние, искать экспертов и проводить ежеквартальные аудиты? Нет, сроки пока не определены. Официальный сайт МЧС РФ опубликовал заявление, ГОСТ, хотя он и действующий, но проверки систем противопожарной защиты по нему пока сугубо добровольные и если нет сертификатов, штрафовать вас не будут.

Таким образом данный ГОСТ не обязателен для применения, носит добровольный характер. Ответственность за не соблюдение не предусмотрена. Учитывая это ООО «ГЕФЕСТ-АЛАРМ» просит в целях уменьшения трат не покупать не нужные сертификаты.

Скачать данный ГОСТ57974-2017 можете у нас на сайте тут.

Испытания и проверка работоспособности пожарной сигнализации

Согласно действующим стандартам, пожарная сигнализация не может быть принята заказчиком без предварительных испытаний, проведение которых подтверждается специально оформленным актом. Процесс монтажа и приемосдаточных испытаний пожарной сигнализации регулирует ГОСТ Р 50775.

Испытания работоспособности пожарной сигнализации

Испытания должны подтвердить нормальное функционирование пожарной сигнализации и ее соответствие всем действующим требованиям и нормам. При проведении реконструкции или доработки существующей системы тревожной сигнализации также следует проверить всю систему в целом. Результаты приемочных испытаний считаются удовлетворительными, если:

  • оборудование размещено и смонтировано правильно;
  • все линии связи с пожарной охраной, полицией и центром наблюдения нормально функционируют;
  • исключена возможность ложных тревог.

В частности, проверяются:

  • исправность при¬боров и устройств;
  • правильность размещения технических средств, отсутствие помех для их нормальной работы;
  • соответствие монтажа электропроводок проекту, типовым проектным решениями, требованиям действующих СНиП, инструкций и правил;
  • электрическая прочность изоляции и механическая защита контактных соединений электропроводок.

Модернизация пожарной сигнализации

При проведении модернизации системы пожарной безопасности проверка работоспособности пожарной сигнализации должна определить:

  • возможность нормального совместного функционирования старого и нового оборудования;
  • соответствие существующих источников электропитания обновленной системе.

Допустимые отклонения по результатам испытаний не должны превышать тех, которые указаны в сертификатах на оборудование. По окончании испытаний составляется акт, в котором подтверждается, что система соответствует установленным требованиям. Для утверждения этого акта заказчику должна быть продемонстрирована практическая работа пожарной сигнализации.

После того, как акт подписан обеими сторонами, приглашается межведомственная комиссия по приемке системы в эксплуатацию. В состав комиссии входят представители:

  • компании, которая монтировала и налаживала систему;
  • компании-заказчика;
  • Роспожнадзора;
  • охранных служб.

Приемка систем пожарной сигнализации

После приемки системы заказчиком должен быть назначен администратор, в чьи обязанности будет входить:

  • поддержание системы пожарной сигнализации в рабочем состоянии;
  • ведение эксплуатационной документации;
  • организация технического обслуживания;
  • обеспечения рабочего взаимодействия всех охранных служб объекта.

Поскольку среди сотрудников объекта как правило нет достаточно подготовленных специалистов по пожарной охране, назначается формальный ответственный за пожарную безопасность, который взаимодействует с подрядчиком по вопросам поддержания работоспособности системы.

Установка и обслуживание систем пожарной сигнализации

Компания «Альянс «Комплексная безопасность» установит необходимую систему пожарной безопасности любой степени сложности на вашем предприятии и проведет испытания пожарной сигнализации в соответствии с действующими нормами и правилами.

Мы подробно расскажем ответственному за пожарную безопасность обо всех деталях функционирования системы, протестируем его профессиональную готовность и обеспечим успешную ее приемку со стороны межведомственной комиссии. После запуска системы в эксплуатацию мы готовы обеспечивать ее техническое и гарантийное обслуживание.

монтаж и обслуживание пожарной сигнализации

Проверка работоспособности систем противопожарной защиты

В целях выполнения требований пожарной безопасности на территории Российской Федерации, а именно обеспечение выполнения требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 «О противопожарном режиме» введен в действие национальный стандарт ГОСТ Р 57974-201 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ УСЛУГИ «Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования»

Настоящий стандарт устанавливает требования к организации проведения проверок работоспособности вводимых в эксплуатацию и эксплуатируемых в зданиях и сооружениях (далее — объект защиты) систем, установок противопожарной защиты и их элементов (далее — системы ППЗ).

Требования стандарта распространяются на организацию проведения проверки работоспособности следующих систем противопожарной защиты (ППЗ):

— автоматические установки пожаротушения;
— автономные установки пожаротушения;
— автономные устройства пожаротушения;
— автоматическая пожарная сигнализация;
— системы оповещения и управления эвакуацией;
— системы противодымной защиты;
— внутренние противопожарные водопроводы.

ГОСТ Р 57974-201 устанавливает следующие сроки проведения испытания пожарной сигнализации

Периодичность проведения проверки работоспособности систем противопожарной защиты (ППЗ) с использованием методов инструментального контроля

5.1 Проверка работоспособности систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией проводится не реже 1 раза в квартал.

5.2 Проверка работоспособности систем противодымной защиты, автономных установок (устройств) пожаротушения и автоматических установок пожаротушения, а также внутреннего противопожарного водопровода проводится не реже 1 раза в полгода.

Проверка работоспособности систем противопожарной защиты и входящие в нее испытания систем противопожарной защиты, установленных на объекте осуществляется специализированной организацией (экспертная организация), имеющей лицензию, аттестованный персонал, поверенное оборудование.

Пунктом 6 ГОСТ Р 57974-201 утвержден следующий Порядок организации проверок работоспособности систем противопожарной защиты

6.1 Приказом руководителя утверждается график проведения плановых проверок работоспособности систем ППЗ, с учетом периодичности установленной настоящим стандартом.

Внеплановые проверки работоспособности систем ППЗ осуществляются по мере необходимости.

6.2 Руководитель организует проведение проверки работоспособности систем ППЗ с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации или на договорной основе с привлечением юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, обладающих необходимой компетенцией, подтвержденной в системе добровольной сертификации, зарегистрированной в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (далее — экспертная организация).

6.3 Результаты подтверждения соответствия систем ППЗ показателям работоспособности экспертная организация оформляет в форме сертификата соответствия (далее — сертификат), либо актом о наличии неисправностей в системах.

При подтверждении соответствия систем ППЗ показателям работоспособности с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации, результаты оформляются актом проверки.

6.4 В случае выявления входе проведения проверки работоспособности систем ППЗ их неисправностей, либо механических повреждений, руководитель обязан принять меры по их устранению, путем привлечения организаций, осуществляющих деятельность по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию систем ППЗ.

6.5 Результаты проверки работоспособности систем ППЗ, выполненные экспертной организацией, могут направляться для мониторинга и учета в реестре в секретариат технического комитета по стандартизации «Производственные услуги» (далее — ТК 001), созданный в соответствии с Федеральным законом «О стандартизации в Российской Федерации».

6.6 Проверка работоспособности систем ППЗ проводится с использованием аттестованного испытательного оборудования и поверенных средств измерений по методикам, изложенным в межгосударственных, национальных стандартах, стандартах организаций, а также в технической документации предприятий-изготовителей.

6.7 Методики проверки работоспособности систем ППЗ, изложенные в технической документации и/или стандарте организации предприятия изготовителя, представляются на техническую экспертизу в секретариат ТК 001.

На основании результатов экспертизы ТК 001 готовит заключение, которое направляет разработчику методики.

Пункт 7 ГОСТ Р 57974-201 Требования к технической документации систем противопожарной защиты

7.1 Для проведения работ по проверке работоспособности систем должна находиться следующая документация:

  • а) проектная документация;
  • б) акты ввода систем в эксплуатацию;
  • в) паспорта, техническая документация и/или сертификат на элементы, технические средства систем;
  • г) инструкции по эксплуатации систем;
  • д) акты проверки работоспособности систем;
  • е) акты о наличии неисправностей в системах;
  • ж) журнал учета состояния неисправностей систем;
  • и) сертификат соответствия систем (при наличии сертификатов)
  • к) акт мониторинга вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112» .В случаях, предусмотренных Федеральным законодательством.

7.2 Порядок учета и хранения технической документации определяется руководителем.

Новый ГОСТ: Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений

Опубликован и с 01 мая 2018 года вступает в действие новый ГОСТ Р 57974-2017, посвященный организации проведения проверок работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений.

Согласно новому ГОСТу автоматические системы противопожарной защиты зданий и сооружений признаются одним из наиболее эффективных средств противопожарной защиты объектов. А потому систематическая и качественно выполненная проверка работоспособности таких систем позволит повысить их надежность и вероятность недопущения превышения значений допустимого риска на объектах защиты, установленного Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Читать еще:  Красим деревянный пол правильно - Производство профилированного бруса и погонажных изделий в Московской области; КАРЕЛИЯ

Стандарт устанавливает требования к организации проведения проверок работоспособности вводимых в эксплуатацию и эксплуатируемых в зданиях и сооружениях систем/установок противопожарной защиты и их элементов.

Его требования распространяются на организацию проведения проверки работоспособности следующих систем противопожарной защиты:

  • автоматических установок пожаротушения
  • автономных установок пожаротушения
  • автономных устройств пожаротушения
  • автоматической пожарной сигнализации
  • систем оповещения и управления эвакуацией
  • систем противодымной защиты
  • внутренних противопожарных водопроводов.

Общими требованиями ГОСТа являются:

  • проверку работоспособности систем противопожарной защиты организует собственник объекта защиты или лицо, владеющее им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании
  • цели проверки: подтверждение соответствия (несоответствия) работоспособности систем противопожарной защиты, а также возможность продления сроков их эксплуатации.

Проверка работоспособности систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией проводится не реже 1 раза в квартал, а работоспособности систем противодымной защиты, автономных установок (устройств) пожаротушения и автоматических установок пожаротушения, а также внутреннего противопожарного водопровода — не реже 1 раза в полгода.

В проверках работоспособности систем противопожарной защиты участвуют специалисты (эксперты-аудиторы), состоящих в штате организации или на договорной основе, а также привлекаемые юридические лица или индивидуальные предприниматели, обладающие необходимой компетенцией, подтвержденной в системе добровольной сертификации, зарегистрированной в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии.

Результаты подтверждения соответствия систем противопожарной защиты показателям работоспособности экспертная организация оформляет в форме сертификата соответствия, либо актом о наличии неисправностей.

Для проведения работ по проверке работоспособности систем противопожарной защиты должна находиться следующая документация:

  • проектная документация
  • акты ввода систем в эксплуатацию
  • паспорта, техническая документация и/или сертификат на элементы, технические средства систем
  • инструкции по эксплуатации систем
  • акты проверки работоспособности систем
  • акты о наличии неисправностей в системах
  • журнал учета состояния неисправностей систем
  • сертификат соответствия
  • акт мониторинга вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112».

Аккредитация по ГОСТ Р 57974-2017

ЦППТО Бизнес-01 помогает в прохождении аккредитации по ГОСТ Р 57974-2017 на право проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений.

В данной статье рассмотрим для чего нужна (и нужна ли?) эта аккредитация и как ее получить, в том числе и бесплатно.

ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования» устанавливает требования по обязательной аккредитации для проверки работоспособности систем противопожарной защиты.

Обязателен ли данный ГОСТ к применению?

Давайте попробуем разобраться вместе.

В статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» дано понятие нормативных документов по пожарной безопасности:

«нормативные документы по пожарной безопасности — национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности;»

Аналогичная формулировка понятия «нормативные документы» указана и в пункте 3 статьи 4 Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ:

«К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона»

Речи о том, что данный национальный стандарт обязателен к применению — нет.

Далее. Есть информационное письмо МЧС России от 07.03.2018 № 43-2220-19 «О порядке применения положений ГОСТ Р 56935-2016 и ГОСТ Р 57974-2017», в котором отмечается, что ГОСТ Р 56935-2016 «Услуги по построению системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112», а также ГОСТ Р 57974 — 2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования» в соответствии с положениями Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» применяются исключительно на добровольной основе. Несоблюдение требований указанных документов не может квалифицироваться надзорными органами МЧС России как нарушение обязательных требований.

Из всего написанного можно сделать вывод, что данный ГОСТ применяется на добровольной основе.

Но в нашей стране никогда не будет скучно! Росстандарт подготовил для ГУ МЧС России по г. Москве замечательное письмо от 16.04.2018 № АШ-5606/03 с разъяснениями, в которых принятие данного ГОСТ увязано с п.61 Правил противопожарного режима, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме». В данном пункте сказано, что руководитель организует проведение проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами.

То есть с появлением ГОСТ Р 57974-2017, который, кстати, так и называется «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования» руководители обязаны его выполнять, так как Правила противопожарного режима ОБЯЗАТЕЛЬНЫ для исполнения.

На этом, собственно, можно закончить разбор обязательности применения данного документа.

Позиции, что ГОСТ Р 57974-2017 обязателен к применению, придерживаются и органы Прокуратуры, которые уже выпустили разъяснения об обязательности применения ГОСТ Р 57974-2017:

Что в итоге?

  1. Если Вы являетесь руководителем организации, то в соответствии с п. 6.2. ГОСТ Р 57974-2017 Вы обязаны организовать проведение проверки работоспособности систем ППЗ с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации или на договорной основе с привлечением юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, обладающих необходимой компетенцией, подтвержденной в системе добровольной сертификации, зарегистрированной в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (далее — экспертная организация). Для выполнения этой задачи потребуется либо аттестовать своих специалистов, либо заключить договор с организацией, соответствующей требованиям.
  2. Если Вы являетесь руководителем организации, осуществляющей деятельность в области обеспечения пожарной (и не только) безопасности, то Вам крайне желательно пройти процедуру аккредитации своей организации в системе добровольной сертификации на право проведения работ по проверке работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. И Вашим клиентам не придется искать кого-то, кто уже получил данную аккредитацию. И существует вероятность того, что клиенты Ваших коллег, не желающих эту аккредитацию проходить, обратятся к Вам с необходимостью получения соответствующих услуг.

И напоследок

Важно понимать принципиальную разницу между лицензированием деятельности в области пожарной безопасности и аккредитацией на право проведения работ по проверке работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений.

В первом случае Вы можете имея все необходимое оборудование и специалистов самостоятельно получить лицензию и заплатить при этом только госпошлину.

Второй же случай — проект исключительно коммерческий. Даже имея все необходимое оборудование и специалистов Вы не пройдете аккредитацию, не заплатив положенную сумму. Наша организация является создателем системы добровольной сертификации, в которой, помимо прочего, есть и возможность получения сертификата соответствия на осуществление данного вида услуг.

Получение

Получение аккредитации по ГОСТ Р 57974-2017 практически идентично процессу получения лицензии МЧС. Для этого требуются следующие документы:

  • копии свидетельств о государственной регистрации предприятия (форма Р51001 или Р57001, либо лист записи ГРН) и о постановке на учет в налоговый орган (ИНН);
  • копию устава;
  • копии трудовых договоров, трудовых книжек, документов об образовании и свидетельств о повышении квалификации на своих специалистов.

Срок исполнения: до 5 рабочих дней.

Стоимость: ОТ 60 000 ДО 150 000 рублей в зависимости от выбранной системы.

Есть вариант получения такой аккредитации безвозмездно, при условии что вы являетесь членом Ассоциации ЦППТО «Бизнес-01».

Узнайте подробности по телефону 8 (800) 700-30-59.

Обращайтесь! Мы Вам поможем СУЩЕСТВЕННО сэкономить в любом случае!

Норма П.Б.

ОБСУЖДЕНИЕ И РАЗЪЯСНЕНИЕ НОРМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

требование испытаний СПЗ по ГОСТ Р 57974-2017

Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего сайта, Гостям, а также Коллегам по цеху! Сегодня мы наконец поставим жирную точку (я надеюсь) в многолетнем споре Росстата и МЧС о том, кто именно должен испытывать системы противопожарной защиты на работоспособность. То есть, работает многострадальный ГОСТ Р 57974-2017 или не работает.

Напомню Вам фабулу дела – в кратце, приведу содержание предыдущих серий, как говорят киношники. Росстат в 2017 году выдал на гора ГОСТ Р 57974-2017, в котором предъявляется требование испытаний СПЗ на работоспособность, силами не обслуживающей организации и Заказчика (спаянная шайка-лейка), а силами обученных специалистов испытателей или не зависимого, аккредитованного под это мероприятие предприятия. Проверки систем на работоспособность, согласно ГОСТ, следовало проводить раз в квартал. И системы должны проверяться любые, любого года монтажа. Все это подтверждалось и обосновывалось пунктом 61 ППР РФ, который как ни как является Постановлением Правительства, имеющим соответствующий законный вес. Напомнить текст этой статьи? Запросто, читайте:

61. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.

Мы много писали об этом, приведу пару статей – почитайте, чтобы освежить память и понять суть спора. Вот ссылки на статьи:

https://www.norma-pb.ru/trebovaniya-o-proverke-rabotosposobnosti-spz/ — Требования о проверке систем противопожарной защиты в соответствии с ГОСТ Р 57974-2017

https://www.norma-pb.ru/proverka-rabotosposobnosti-spz/ — проверка работоспособности СПЗ (Средств противопожарной защиты). Может ли согласно существующего закона, Подрядчик, на основании лицензии МЧС, проверять противопожарные системы?

Что было дальше. А дальше, МЧС возмутилось – как так, какие то коммерсы суют нос в их родную кормушку? Только инспектора МЧС имеют право терпил проверять, стращать, штрафы им писать, или наоборот, подписывать акты работоспособности и одобрямсы на их системы противопожарной защиты. Опять же, бонусы за эти одобрямсы еще никто не отменял. У нас же Россия, а значит КОРРУПЦИЯ не с большой буквы даже, а со всех больших букв, вот она какая! Появилось письмо от МЧС, которое разъясняло, что типа да, все так конечно, требование испытаний СПЗ по ГОСТ и ППР РФ не оспоримо и законно, но все это дело добровольное, и за не исполнение этого самого ГОСТ никто не будет наказывать. Такое вот указание от ГУ МЧС поступило районной инспекции. Но разъяснение разъяснениями, пусть даже ГОСТ дело добровольное, но ППР РФ это же обязательный документ, то есть это уже дело принудительное, за его не исполнение могут вставить. А там слова написаны не оспоримые – про тех же экспертов аудиторов и специалистов испытателей. По этому, многие предприятия, которые законопослушны и осторожны, решили не рисковать, а исполнять и ППР РФ и ГОСТ. Мало ли какие там разъяснения пишет МЧС. А если пожар на объекте? Что тогда? Тогда не МЧС, а прокуратура будет спрашивать за не исполнение законных актов. А если кто то помер на пожаре, что тогда? Кто пойдет в тюрьму? МЧС что ли? Нет, в тюрьму пойдет руководитель той самой организации, на территории которой не исполнялись существующие нормы, в том числе, требование испытаний СПЗ по ГОСТ и ППР РФ.

Идем дальше по хронологии событий. Вдруг неожиданно, 17 мая 2019 года, ГОСТ Р 57974-2017 приостановил свое действие. Причина была следующая. Есть такая общественная организация ма́лого и сре́днего предпринима́тельства «Опора России». Так вот, эта организация написала жалобу по которой было организовано заседание. В своем письме Организация аргументировала, почему именно ГОСТ Р 57974-2017 необходимо отменить в полном объеме. По мнению экспертов «ОПОРЫ РОССИИ», требования ГОСТ Р 57974-2017 носят «избыточный характер, и его введение, в перспективе, представляет угрозу существенной финансовой нагрузки на малый и средний бизнес». Избыточность заключается в проверках, а финансовая нагрузка — «кабала», в которую попадают предприниматели, вынужденные ежеквартально платить деньги за услуги, в рамках ГОСТ. В общем, результат следующий — комиссия по апелляциям решила жалобу «Опоры России» удовлетворить частично — ГОСТ Р 57974-2017 не отменить, как того просил жалобщик, а приостановить действие, до момента получения согласования профильного технического комитета по стандартизации №079 «Оценка соответствия». Собственно, что я тут пересказываю, пройдите, прочитайте сами – мы отслеживали ситуацию. Вот ссылка:

https://www.norma-pb.ru/gost-r-57974-2017-priostanovil-dejstvie/ — Приостановление действия ГОСТ Р 57974-2017 «Требования о проверке систем противопожарной защиты».

ГОСТ конечно приостановлен, но ППР РФ опять же, никто не отменял. По этому, многие предприятия, как и прежде, не рисковали и продолжали исполнять требование испытаний СПЗ по ГОСТ и ППР РФ. По логике – больше, это не меньше – пусть будет.

Далее, в июле 2020 года, выходит грандиозное и скандальное Постановление Правительства, которое начисто отменяет действие целого перечня нормативных документов и законных-подзаконных актов в теме пожарной безопасности. Под нож попадает и ППР РФ в том числе. По сути, требование испытаний СПЗ теперь превратилось в пыль – нет никаких оснований это делать. МЧС и Опора России добились поставленной цели. Вот это Постановление – очень любопытный документ – извольте:

https://www.norma-pb.ru/normativnye-dokumenty-otmennye-postanovleniem-pravitelstva-rf/ — Перечень нормативных документов и нормативных актов по пожарной безопасности отмененных Постановлением Правительства №1034 от 11.07.2020 г. Скачать Постановление.

Читать еще:  Горелка газовая для кровли - виды

Но тут встрепенулся Росстат, типа, что мы, чушкари какие, что ли, что нас рылом в грязь тычут, наши ГОСТы никто не исполняет. Что у нас, прихватов нет наверху, что ли? В общем, не понятно какие движения там были сделаны, но 1 сентября 2020 года, ГОСТ Р 57974-2017 опять неожиданно для всех, заработал. Вот прочитайте об этом событии:

https://www.norma-pb.ru/vosstanovlenie-dejstviya-gost-r-57974-2017/ — в соответствии с Приказом Росстандарта №402-ст от 24.07.2020 года, с 1 сентября 2020 года (уже сейчас действует), произошло восстановление действия ГОСТ Р 57974-2017

Ну в общем, понимаете, да? О пожарной безопасности, по сути, здесь никто не беспокоится – ни Росстат, ни МЧС, ни Правительство, ни эта Опора России. Опять идет битва за бабло. МЧС печется о своем огороде, чтобы посторонние не лезли в «чужой район», не «щипали» чужих терпил. Росстат лобирует интересы систем аккредитации, которые продают аккредитации, обучают специалистов и экспертов-аудиторов. Также за оборудование поверенное деньги очень не малые платятся. Не бесплатно, конечно. А Опора России понятно дело, ангажирована тем же МЧС, да и свой статус на скандальчике приподнять не хило, тем более, что в Правительстве отмашку дали. Ну а Правительство наше, сами знаете к кому поворачивается лицом, а к кому жопой. Ну Вы помните, что у нас в России не с большой буквы, а со ВСЕХ БОЛЬШИХ букв, я уже упоминал.

Ну что далее? А далее, кто то (догадайтесь кто) урегулировал спор между этими большими госструктурами – МЧС и Росстатом. Видимо, намекнули, времена другие, тяжелые, на яхты всем не хватает – делиться надо. Поспешая к Новому 2021 году, Правительство выдало новый ППР РФ с интересными формулировками. В том числе пункт 54 ППР РФ очень значимый, и требование испытаний СПЗ несколько трансформировалось от текста ГОСТ, но оно есть там, вот что важно. Вот полюбопытствуйте – мы подробно разбирали этот документ в четырех статьях:

И наконец, под финал появилось опять разъяснение МЧС, и не просто разъяснение, а прямое указание подчиненным районным структурам ГПН взять требование испытаний СПЗ на контроль. В каждой области появилось соответствующее письмо ГУ МЧС к нижестоящим подразделениям. Это письмо, так же, было направлено крупнейшим производственным структурам и основным проектным и монтажным предприятиям, занимающимся системами ППЗ. Вот здесь можно скачать это письмо.

Указание по испытаниям систем которым более 10 лет (13.04.2021) — Письмо от ГУ МЧС начальникам отделов надзорной деятельности » требование испытаний СПЗ возрастом более 10 лет».

Если в кратце, то в письме говорится о том, что существуют системы ППЗ, которым уже более 10 лет. Соответственно, производители оборудования, в составе этих систем уже не дают никаких гарантий работоспособности своего оборудования, так как истекли сроки наработки на отказ, установленные в технической документации на каждый отдельный элемент – извещатель, оповещатель, приемо-контрольный прибор. И вот эти системы надо один раз в год подвергнуть добровольной сертификации на соответствие требований норм. То есть, как раз все эти аккредитованные организации по ГОСТ, специалисты-испытатели и эксперты-аудиторы этим должны заниматься. Также, документ очень грамотно ссылаясь на пункт 54 ППР РФ, статью 124 ФЗ-123, статью 21 ФЗ-184, гласит о непременной эффективности применения добровольной сертификации. И в оконцовке, поручение – учитывать данное требование испытаний СПЗ возрастом более 10 лет, при проведении надзорно-профилактических мероприятий. О как! Поделили значит, сферы влияния МЧС и Росстат. Договорились. Решили, что учитывая кризис, коммерсам хватит и старых систем, которым более 10 лет, и не раз в квартал, а раз в год. Остальное остается в интересах МЧС. А за это, МЧС будет шпынять терпил и продвигать требование испытаний СПЗ в каждом районе, силами подведомственных инспекций. И да, конечно, административный ресурс это большая сила. Мы видим, как уже зашевелились Заказчики и стали обращаться один за другим для организации испытаний, к нам в том числе (мы имеем нужную аккредитацию).

Только вот теперь, данное письмо никак не идет в соответствие с текстом самого ГОСТ Р 57974-2017, который упрямо требует (как мы читали по тексту) проверять СПЗ все, а не только старые, и не раз в год, а каждый квартал. Не хочу ванговать, но думаю, что совсем скоро, выйдут соответствующие изменения к ГОСТ или новый ГОСТ по данной теме, который заменяет существующий. Если братки договорились, то за базар надо отвечать. Так же у нас привыкли все власти принадлежащие функционеры? Так ведь?

Ну что же, на этом статья « требование испытаний СПЗ по ГОСТ Р 57974-2017 » завершается. Уверен, что данная статья была полезной, так как необходимо быть в курсе изменений в законодательстве, чтобы не получить от закона никаких «нежданок» в виде штрафов. Как известно, не знание закона не освобождает от ответственности.

Читайте другие публикации на сайте, ссылки на которые можно найти на Главной странице сайта, участвуйте в обсуждении в социальных сетях в наших группах по ссылкам:

Ежеквартальная проверка работоспособности противопожарных систем более не требуется? Изучаем ситуацию с ГОСТ Р 57974-2017

Hola, уважаемые читатели!

Сегодня затронем с вами вопрос законодательного обоснования периодической проверки работоспособности систем противопожарной защиты объекта и поймём, что изменилось в наступившем году в связи с изменениями в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации.

Каждый, кто так или иначе связан с эксплуатацией зданий и сооружений, имеет представление о том, что системы противопожарной защиты объектов нуждаются в периодической проверке работоспособности с сопутствующим документальным оформлением. И что такие проверки ответственные лица по закону обязаны проводить не реже 1 раза в квартал. Но на практике далеко не все знают, какие именно законодательные акты это регламентируют.

Итак, основных нормативно-правовых документов, которые обязывали проводить проверку работоспособности систем противопожарной защиты, до начала 2021 года существовало два:

  1. Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённые Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 г.;

В соответствии с требованиями п. 61 вышеуказанного документа «Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.». Иными словами, документ обязывал выполнять проверки противопожарных систем, но не регламентировал их периодичность. Периодичность же регулировалась национальным стандартом – РФ ГОСТ Р 57974-2017.

  1. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования».

Стандарт был введён Приказом № 1794-ст от 21 ноября 2017 года и содержал раздел 5 «Периодичность проведения проверки работоспособности систем ППЗ с использованием методов инструментального контроля», в соответствии с требованиями которого:

— проверка работоспособности систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией производится не реже 1 раза в квартал (п. 5.1);

— проверка работоспособности систем противодымной защиты, автономных установок (устройств) пожаротушения и автоматических установок пожаротушения, а также внутреннего противопожарного водопровода производится не реже 1 раза в полгода (п. 5.2).

Руководствуясь вышеуказанными документами, добросовестный руководитель каждого объекта недвижимости организовывал выполнение проверок систем противопожарной защиты один раз в квартал. До тех пор, пока 17 мая 2019 года не увидел свет Приказ Росстандарта № 202-ст «О приостановлении действия национального стандарта Российской Федерации», согласно которому ГОСТ Р 57974-2017 временно утратил силу.

По какой причине это произошло? С точки зрения сегодняшнего дня становится понятно, что документ был недостаточно проработан и нуждался в актуализации. Лично у меня не было сомнений в том, что вскоре действие стандарта будет возобновлено, поэтому продолжить работать в рамках требований документа впоследствии оказалось правильным решением.

Работа над национальным стандартом продолжалась довольно долго: ситуация прояснилась только с выходом приказа № 249-ст от 03 июня 2020 года, которым было утверждено «Изменение № 1» к ГОСТ Р 57974-2017. Я не буду останавливаться на всех нововведениях, внесённых в документ — их было довольно много; важно, что в раздел 5 «Периодичность проведения проверки работоспособности систем ППЗ с использованием методов инструментального контроля» разработчик добавил следующие пункты:

— проверка средств огнезащиты на объекте производится не реже 1 раза в год (п. 5.3);

— проверка эксплуатационной пригодности лестниц пожарных наружных стационарных и ограждений кровли проводится не реже 1 раза в год по окончанию зимнего периода (5.4)

В соответствии с указанным приказом устанавливалась дата введения в действие изменения – 1 июля 2020 года. Поскольку действие стандарта на момент утверждения изменений было приостановлено, следующим логичным шагом стол Приказ № 402-ст от 24.07.2020 года «О восстановлении действия национального стандарта Российской Федерации», в соответствии с которым действие ГОСТ Р возобновлялось с 1 сентября 2020 года. Чтобы синхронизировать даты введения в действие ГОСТ Р и Изменения № 1 к нему, выпущен приказ № 385-ст от 21.07.2020 «О внесении изменения в приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 03 июня 2020 г. № 249-ст «Об утверждении изменения к национальному стандарту Российской Федерации»: теперь и основной стандарт, и изменение к нему вступали в силу 1 сентября 2020 года.

Казалось бы, теперь в требованиях нормативно-правовой документации полный порядок и можно снова вздохнуть спокойно. Есть национальный стандарт, есть нормативный акт, который обязывает этот национальный стандарт выполнять. Всё отлично? А вот и нет. Как вы знаете, Правила противопожарного режима, утверждённые Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012, утратили силу. С 1 января 2021 года, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020, вступила в силу существенно переработанная версия Правил противопожарного режима в РФ. В одной из прошлых статей я подробно сравнил старую и новую версии документа, подробнее вы можете ознакомиться вот здесь . Корректировок в документе достаточно много, однако нас, в рамках рассматриваемого вопроса, будет интересовать, изменились ли требования Правил противопожарного режима в отношении национального стандарта.

Что ж, посмотрим. Напомню, что в старой версии ППР п. 61 содержал следующее требование: «Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.». Новая версия ППР содержит п. 54 со следующей формулировкой: «Руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.». Иными словами, теперь руководитель организации вместо обеспечения исправного состоя систем и установок противопожарной защиты, организует работы по ремонту и техническому обслуживанию систем, результатом которых и будет обеспечение исправного состояния оборудования. Я не стал приводить дословно весь текст п. 54, но, поверьте, там нет ни единого слова про соблюдение национальных и международных стандартов.

Как это часто бывает, сложилась очередная противоречивая ситуация в нашем законодательстве: национальный стандарт остался, а в новом нормативном акте отсутствуют требования к его (стандарта) обязательному выполнению.

Если во время действия старых Правил противопожарного режима Росстандарт давал однозначные разъяснения относительно обязательности применения ГОСТ Р 57974-2017 в рамках требований п. 61 Правил, то теперь мы фактически находимся в ситуации, когда имеем право не исполнять требования национального стандарта. И любые претензии по данному вопросу со стороны надзорных органов будут незаконны. Если же мы зайдём на сайт МЧС, то увидим официальную позицию Министерства — ГОСТ Р 57974-2017 применяется «исключительно на добровольной основе».

Что же мы имеем в сухом остатке? Как и раньше, руководитель организации обязан организовать работы по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты (с занесением данных во вновь введённый журнал ), но при этом проводить мероприятия по периодической проверке их работоспособности теперь нет необходимости.

Так как же быть дальше? Я предлагаю руководствоваться здравым смыслом: вопрос пожарной безопасности объекта является приоритетным, поэтому и обслуживание, и проверка работоспособности систем противопожарной защиты должны являться приоритетными направлениями деятельности технической эксплуатационной службы. Да, не выполняя комплексные проверки, вы сэкономите немного времени и сил, но при этом вы не будете уверены в том, что в случае наступления чрезвычайной ситуации системы отработают в соответствии с заложенными алгоритмами.

Иными словами, лично я считаю очень важным проводить мероприятия с ранее требуемой периодичностью и оформлять необходимые документы .

А что думаете по данному вопросу вы? Делитесь в комментариях!

Ссылки на нормативно-правовую документацию:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector