Bktp-omsk.ru

Делаем сами
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как промыть старые чугунные батареи отопления?

Для чего нужна промывка чугунных батарей и как ее делать

Промывка чугунных батарей необходима для устранения засоров и проведения профилактических мероприятий с целью поддержания нормальной температуры в помещении в зимний период, предупреждения порчи изделия. Процедура прочистки не представляет особой сложности, при соблюдении определенных условий может проводиться самостоятельно в домашних условиях без привлечения специалистов.

  1. Зачем нужна промывка батарей
  2. Признаки засоров
  3. Чем прочистить чугунные радиаторы
  4. Подготовительные работы
  5. Как выполняется промывка
  6. Можно ли почистить радиатор без демонтажа

Зачем нужна промывка батарей

В чугунных радиаторах со временем скапливается большое количество ржавчины

Чугунные радиаторы характеризуются достаточно продолжительным сроком службы, но даже правильные установка и эксплуатация не защищает их от постепенного скопления различных загрязнений:

  • ржавчины;
  • накипи (кальций);
  • органической взвеси;
  • остатков химреактивов;
  • другого осадка.

Загрязнения толщиной 1 мм уменьшают эффективность отопительной системы на 15%. Чтобы избежать проблем, рекомендуется профилактически промывать радиаторы не реже одного раза в год перед отопительным сезоном или после его окончания.

Еженедельно следует чистить батареи снаружи от пыли и грязи. Такая необходимость вызвана не только эстетичностью и гигиеной, но также улучшением отдачи тепла системой.

Признаки засоров

Одним из признаков засора является неравномерный обогрев батареи

О том, что радиатор засорился, можно определить по следующим признакам:

  • тактильно обследование показывает неравномерный прогрев батареи;
  • у соседей температура в квартире выше;
  • прогрев системы отопления дольше, по сравнению с предыдущими периодами;
  • температура в стояках отопления и отводящих трубах значительно превышает показатели в теплообменнике;
  • наличие посторонних звуков в системе отопления.

В частном доме наблюдается увеличение энергоресурсов для обогрева при снижении теплоотдачи.

Если не промывать чугунные радиаторы отопления, температура в помещении будет каждый год понижаться при неизменных затратах на ее поддержание.

Чем прочистить чугунные радиаторы

Чистку батареи можно проводить с использованием каустической соды

Очистка батарей может проводиться механическим способом без использования специальных средств. Простое простукивание каждой секции приводит к отделению окалины от внутренней поверхности, далее мусор удаляется водой под давлением. Методика является сомнительной, достаточно жесткой, может привести к повреждению изделия.

Хороший результат достигается применением химических или комплексных методов с использованием:

  • щелочей;
  • лимонной или уксусной кислот;
  • молочной сыворотки;
  • каустической соды;
  • средств для прочистки канализационных труб, например «Крот»;
  • раствора для промывки радиаторов автомобилей.

Процедура чистки достаточно трудоемкая, поэтому лучше применять специальные растворы, действие которых наиболее эффективно.

Комплексный метод заключается в совместном применении химического средства и механического способа (простукивания).

Подготовительные работы

Чистка радиатора на улице

Целесообразно промывать радиаторы на улице. Если такая возможность отсутствует, перед тем как почистить чугунные батареи внутри, необходимо подготовить помещение, в котором будут проводиться работы. Следует снять шторки, убрать вещи и мебель для уменьшения риска их загрязнений, постелить на пол тряпку, завесить стены.

Непосредственно ванну надо застелить ветошью для предупреждения повреждений эмалевого слоя, закрыть специальной сеточкой слив во избежание его засора частицами мусора.

Далее отключается отопительная система и сливается теплоноситель. Индивидуальное отопление предполагает выключение отопительного агрегата и устранение воды из системы. Существует несколько способов в зависимости от типа котла и предусмотренных возможностей слива.

Прекращение подачи водоснабжения в радиатор в многоквартирных домах возможно при закрытии запорной арматуры. Предварительно следует получить консультацию специалистов жилищной конторы.

Демонтаж батареи предусматривает ее отсоединение от отопительной системы, снятие и слив присутствующей в нем воды в заранее подготовленную емкость.

Как выполняется промывка

При чистке необходимо периодически встряхивать радиатор

После отсоединения батарея переносится на улицу либо помещается в ванну или другую емкость и заполняется горячей водой. Для этого можно воспользоваться шлангом, душем, лейкой, чайником или воронкой. Обе заглушки должны быть открыты, для свободного истечения грязной жидкости. Периодически радиатор необходимо встряхивать, выливать содержимое и снимать загрязнения руками, проволокой, щеткой. Действия повторяются до появления крупных кусков грязи. Чугунные изделия отличаются большим весом, поэтому следует найти помощников.

Далее на радиаторе закрываются заглушки, в него заливается чистящее средство, разведенное в воде, на 1-2 часа.

Необходимо качественно прочистить батарею от чистящего средства сильным напором воды до полного отсутствия на выходе пены и характерного запаха. При некачественной промывке часть химического раствора остается внутри устройства, что приводит к разрушению металла и протечкам.

После проведения процедуры, радиатор устанавливается на прежнее место.

Не исключается использование пневмопистолета или других специальных устройств, предназначенных для устранения загрязнений.

Нельзя пренебрегать правилами безопасности. Все действия должны проводиться в резиновых перчатках, чтобы химический раствор не попал на кожу.

Можно ли почистить радиатор без демонтажа

Промывка радиаторов без демонтажа

Промыть радиатор без демонтажа можно в частном доме путем очистки всей магистрали. Необходимо перекрыть линию паропровода и пустить по тепловому контуру воду до появления на выходе чистой жидкости.

Промывка батарей в многоквартирном доме без их демонтажа возможна только по согласованию с остальными жильцами и проводится коммунальными службами с применением гидропневматического метода. В систему подают насыщенную воздухом воду. Удары микропузырьков о внутреннюю поверхность радиаторов приводит к вымыванию загрязнений.

Лучше обратиться к помощи профессионалов, которые качественно и безошибочно проведут все необходимые действия.

Как промыть старые чугунные батареи отопления?

Армированные полипропиленовые трубы подходят для отопления, но если вопрос про использовании их в квартире, то вам придется поинтересоваться этим вопросом в вашем жкх.

sdtriton пишет:

Есть классический вариант, чугунные батареи для эстетов, которые выглядят довольно привлекательно, на фото.

Стоит ли менять чугунные батареи на новые? 7 года 2 мес. ago ссылка на пост #1232

Стоит ли менять чугунные батареи на новые? 7 года 1 мес. ago ссылка на пост #1307

Думаю, стоит менять, если старые чугунные батареи плохо греют из-за того, что забились. Разбирать их, промывать, снова собирать и ставить — овчинка выделки не стоит. Ещё нужно менять на биметалл, если у вас слишком жарко, а радиаторы не регулируются. Ну и конечно, если вы решили установить счётчик на отопление. Тогда менять, только не на чисто алюминиевые -они мало годятся для централизованного отопления. Биметаллические — оптимальный вариант -внутри чугун, снаружи алюминий. Правда, если вы будете уменьшать подачу в них воды, тем самым снижая давление, они будут быстро забиваться, если вода слишком жёсткая.

А так -если вас всё устраивает, кроме внешнего вида -можно, например, закрыть чугунные «гармошки» декоративными современными решётками. Ну или декорировать, как на фото «для эстетов». Но это, я так думаю, дорого, наверное.

Стоит ли менять чугунные батареи на новые? 7 года 1 мес. ago ссылка на пост #1315

В старых многоквартирных домах сама по себе замена старых батарей на новые может ничего не дать, знаю это по собственному горькому опыту. Пару лет назад решил поменять чугунные батареи в своей квартире в хрущевке 1962 г. постройки (батареи ни разу не менялись), т.к. температура батарей дома была на 20 градусов меньше, нежели температура теплоносителя на входе в дом.

Приобрел чугунные же батареи чешского производства, установил летом, стал ждать отопительного сезона. В октябре, когда дали тепло, проблема холодных секций осталась. Тогда начал общаться с соседями снизу, оказалось, что и у них такая же проблема. Сообща приняли решение на следующий год поменять все стояки в подъезде, к следующему лету собрали необходимую сумму, наняли бригаду сантехников и за два дня поменяли старые металлические стояки на пластиковые. Когда сантехники отпилили старые трубы — они показали мне их внутреннее сечение, диаметр прохода был чуть толще спички! Все остальное пространство было забито темно-коричневыми наслоениями, т.е. циркуляции теплоносителя в этих трубах практически и не было (и это при том, что ежегодно перед началом отопительного сезона в нашем доме производится промывка системы отопления).

Сейчас у меня в квартире просто Африка, хотя у соседей, которые не меняли батареи, немного прохладнее. В общем проблему холодных батарей нужно решать в комплексе. Это, безусловно, накладно, но небольшим утешением может послужить то, что старые секции можно сдать в металлолом, немного уменьшив общие затраты.

Как промыть чугунные батареи – правильная промывка радиаторов отопления в домашних условиях

Для сохранения в доме уюта и тепла нужно вовремя обслуживать коммуникации, проводить их профилактику. За многие годы эксплуатации приборов для отопления их внутренние каналы потихоньку засоряются. Это приводит к ухудшению теплоотдачи, более продолжительному нагреву, в результате чего комната практически всегда остается холодной. Для восстановления нормального функционирования системы отопления нужно вовремя проводить чистку чугунных батарей. В этой статье мы подробно расскажем о промывке батарей отопления в домашних условиях народными и традиционными способами.

Признаки того, что батареи пора прочистить

Можно выделить такие пять признаков, свидетельствующих о засорении батарей:

  1. Некоторые радиаторы хуже прогреты, чем другие. Если вы заметили, что одна батарея более холодная, чем все остальные, это первый признак того, что каналы под теплоноситель однозначно загрязнены.
  2. Батарея не такая горячая, как стояк. Еще один признак, свидетельствующий о проблемах с системой.
  3. У соседей тепло, но ваша квартира практически не прогревается. Если у вас холодно, то это не всегда происходит по причине плохого функционирования сети теплоснабжения. Довольно часто причиной тому становятся засоренные батареи.
  4. Радиаторы внизу холодные. Неравномерный прогрев батарей говорит о засорении каналов.
  5. Секции в радиаторе прогреваются по-разному. Так как почистить чугунные батареи внутри отдельных секций не получится, понадобится их полная прочистка.

Почему батареи засоряются

Как правило, в условиях централизованной отопительной системы не уделяется должного внимания качеству заливаемого в трубы теплоносителя – в воде содержится множество примесей. К тому же, сами трубы изнутри неминуемо ржавеют, особенно много ржавчины скапливается, если им уже много лет. Движение воды внутри контура происходит под большим напором, что приводит к откалыванию кусков ржавчины с поверхности труб и оседанию их на стенках радиаторов отопления.

В результате попадания внутрь батарей различного мусора, ржавчины и примесей из теплоносителя происходит закупоривания каналов. Это приводит к снижению количества циркулирующего внутри радиатора теплоносителя и падению эффективности обогрева. Причем даже оптимальный температурный режим теплоносителя не обеспечит качественный прогрев помещения.

Варианты промывки и прочистки чугунных радиаторов

В зависимости от масштаба, промывка чугунных батарей может быть индивидуальной или же централизованной. Первый случай единственно возможен, если это частный дом или квартира с автономной системой отопления. Перед тем как прочистить чугунные батареи в домашних условиях, придется их полностью демонтировать, а затем снова установить на место. Стоит отметить, что этот способ является самым дешевым.

Если речь идет о централизованной отопительной системе, то она возможна только в многоквартирных домах. В данном случае, перед тем как промыть чугунные радиаторы отопления, не требуется снятие отопительных приборов. Однако такой способ несколько дороже предыдущего и требует предварительного согласования со всеми жильцами. В целом, промывка системы отопления в многоквартирном доме достаточно сложная.

Методика выполнения централизованной очистки батарей

Чтобы почистить чугунные батареи как следует, придется обратиться в коммунальную службу или специальную строительную компанию. Для промывки в данном случае применяется гидропневматический метод. При этом в стояк подают воду под сильным напором. Работающие с некоторыми перерывами компрессоры подают в систему воздух, который смешивается с водой. Насыщенная воздухом жидкость подается в систему, где микропузырьки ударяются в стенки батарей и откалывают микрочастицы мусора и грязи. Таким образом, происходит постепенное вымывание засоров из батарей и каналов.

Хотя данный способ считается довольно эффективным, он требует определенной подготовки. Однако перед тем как промыть чугунные батареи, их не нужно будет демонтировать. Тем не менее, некоторые хозяева предпочитают не тратить время и силы на согласование с соседями и заказ услуг в коммунальной службе, а просто снимают радиатор и прочищают его самостоятельно.

Как промыть радиатор своими руками в домашних условиях

Перед тем, как промыть чугунную батарею в домашних условиях, нужно подготовить слесарные инструменты, старую ветошь и большую емкость – можно ванну.

Читать еще:  Как залить теплоноситель в систему отопления

Методика промывки чугунных батарей своими руками выглядит так:

  • Стенки и дно ванны застилаем ветошью, чтобы защитить эмаль от царапин во время работы. Обратите внимание, что в акриловой ванне лучше вообще не заниматься подобными работами, иначе можно ее безнадежно испортить. Сливное отверстие накрываем сеткой, чтобы предотвратить попадание мусора в канализацию.
  • Снимаем батарею и переносим в емкость. На кран надеваем гибкий шланг и подаем внутрь радиатора воду под напором. Промываем его большим количеством воды. Время от времени батарею нужно поворачивать и встряхивать, чтобы грязь лучше отставала.
  • Продолжать промывку нужно до тех пор, пока вытекающая вода не будет прозрачной. Особенно плотные засоры в каналах можно сковырнуть длинной проволокой.

Какими чистящими средствами можно воспользоваться

Чтобы прочистить чугунные батареи как можно лучше, обычно используют горячую воду и чистящее средство, оптимально – кальцинированную соду. После заливки раствора в батарею, ее несколько раз проворачивают и простукивают стенки киянкой, чтобы кусочки грязи откололись. Спустя некоторое время смесь сливают и промывают батарею водой под напором.

Как вариант, некоторые люди применяют средства для чистки радиаторов в автомобилях. Их разбавляют с водой в пропорциях, рекомендованных производителем, и заливают в батарею. Состав не должен заполнять радиатор до краев. Время воздействия такой смеси – около двух часов. При этом нужно каждые 10 минут встряхивать радиатор. Через 2 часа состав сливают и промывают батарею большим количеством воды под напором.

Среди народных методов очистки можно встретить упоминания об использовании уксусной эссенции или молочной сыворотки. Способ их применения такой же, как и с автомобильными жидкостями. В данном случае расчет ведется на то, что кислота разъест грязь и ржавчину. Мы не можем подтвердить или опровергнуть данные утверждения.

В завершение еще раз отметим, что вне зависимости от способа очистки, проводить ее нужно до тех пор, пока вытекающая вода не станет чистой. Тогда эффективность и теплоотдача от радиатора существенно повысится, а в квартире будет уютно и тепло.

Старые батареи отопления: что с ними делать и как продлить им жизнь

В квартирах жилого фонда, созданного несколько десятилетий тому назад, и многих частных домах стоят батареи, изготовленные в те же годы. За такой срок эксплуатации их характеристики ухудшились и полной теплоотдачи от них ожидать не стоит. Если внешний вид радиаторов обновить просто, то восстановить нормальную работу иногда бывает невозможно. Планируя ремонт, стоит понимать, будут ли служить старые батареи отопления и дальше или же их лучше заменить.

Старые батареи отопления можно попытаться отреставрировать

Из чего производили старые батареи отопления

Самыми «теплыми» бытовыми батареями считаются чугунные – они еще называются гармошками. Несмотря на их большой вес и сложности в наращивании секций они очень популярны и сегодня, поскольку отличаются высокой теплоотдачей. Современное производство предлагает даже модели «под старину» – на ножках, с декоративными элементами, окрашенными «под бронзу» или «серебро». Во многих домах они продолжают использоваться и даже иногда вполне успешно справляются со своей задачей. Ухаживать за ними несложно, их корпус достаточно легко можно очистить от пыли и вымыть.

Стальные модели выпускались в нескольких вариациях – либо панельного типа, либо пластинчатого. По теплоотдаче они сильно проигрывают чугунным, поэтому хозяева стараются их заменить на современные. Кроме того, избавиться от пыли, скапливающейся между пластинками, – задача сложная, так как промежутки между ними небольшие. Иногда бессилен даже мощный пылесос.

Чугунные батареи лучше всех прочих отдают тепло

Стальные батареи подвержены ржавлению, очень быстро этот процесс начинает происходить внутри конструкции, так как защитный слой отсутствует.

Со временем и чугунные, и стальные радиаторы забиваются мусором, который присутствует в теплоносителе, и это приводит к неравномерному его распределению внутри корпуса. В результате часть батареи греет, а часть остается холодной.

Что можно сделать со старыми батареями

Вариантов только два – ремонт и реставрация или замена. Чтобы понимать, каким путем пойти, нужно провести полный и тщательный осмотр радиатора. Для этого его лучше всего снять с креплений, предварительно отсоединив от труб. Если гайки открутить не представляется возможным, то придется их срезать болгаркой. Попытаться привести в рабочее состояние реально только тот радиатор, который не имеет трещин и вмятин, сквозных очагов коррозии.

Если радиатор нагревается неравномерно, можно попытаться промыть его

Если в отопительный сезон батарея прогревается только частями, имеет смысл попытаться промыть ее. Для этого можно применить:

  • компрессор;
  • обычный шланг с водой;
  • средства для очистки от ржавчины.
  1. К отверстию в верхней части подсоединяют шланг компрессора или обычный водяной и вливают воду с растворенными в ней химсредствами. Можно применить «Крот», каустическую соду, при отсутствии таковых – простую лимонную кислоту или уксусную эссенцию.
  2. Влив раствор, нужно дать ему время вступить в реакцию с отложениями внутри корпуса.
  3. Грязная вода сливается и батарея промывается несколько раз водой, пока выходящая жидкость не станет чистой.

Промывать следует до тех пор, пока вода не станет чистой

Лучше всего эту процедуру проводить со снятой батареей и на улице. Если такой возможности нет – радиатор нужно отнести в ванную.

Важно! Заливать воду в батарею после химического раствора необходимо несколько раз, чтобы полностью смыть его. Иначе он спровоцирует появление нового слоя ржавчины.

Некоторые специалисты рекомендуют разобрать чугунную батарею на секции, чтобы легче было удалять из нее грязь. Но такая процедура не всегда возможна из-за нескольких слоев краски и прикипевших креплений. Можно попытаться нагреть конструкцию паяльной лампой, на конфорке плиты или любым другом способом. Такие действия приводят к расширению металла, выгоранию пакли и тогда открутить гайки будет проще. Но важно помнить, что приложив чрезмерное усилие или применив ударный инструмент, можно повредить корпус, ведь чугун хрупкий. Это касается и постукивания по местам соединения.

После успешной промывки стоит подумать о приведении в порядок внешнего вида отопительного прибора. Для покраски можно выбрать любой тип состава – акриловый, алкидный, масляный, в обычной банке или в виде аэрозоля. Лучше всего выбирать краску без запаха, особенно для жилых помещений, субстанция также должна быть термостойкой.

С помощью покраски можно придать старой батарее современный вид

Обязательным этапом является подготовка поверхности. Для этого нужно:

  • удалить старое декоративное покрытие или хотя бы хорошенько зачистить места, где покрытие потрескалось, вздулось или отсутствует вообще. Способов, как снять старую краску с батарей отопления, несколько: можно воспользоваться шлифовальным кругом, жесткой металлической щеткой или химическими растворителями;
  • очистить поверхность от пыли, обработать средством, предотвращающим коррозию;
  • нанести на металл грунтовку (при необходимости);
  • приступить к покраске. Наносить состав можно кистью, валиком или из пульверизатора.

Обратите внимание! Не для каждой батареи подходит химия. Некоторые сплавы могут быть повреждены ею после того, как растворится краска.

Необязательно вновь покрывать радиатор тем же цветом, что и был ранее. Можно проявить фантазию и превратить ее эксклюзивный предмет интерьера. Особенно выигрышно будут смотреться чугунные конструкции необычного оттенка.

После высыхания краски можно заняться установкой на радиаторы новых кранов Маевского (вкрутить их вместо футорных гаек с одной стороны, если они не были предусмотрены). Такой элемент необходим для стравливания воздуха из секций батареи. Если этого не делать, воздушные пробки внутри будут мешать равномерному распределению теплоносителя по секциям, в результате чего батарея будет греть плохо, а пустые участки просто ржаветь и накапливать мусор.

Краны Маевского необходимы для сброса воздуха из радиатора и слива теплоносителя

После этого можно приступать к установке радиатора на место. Следует хорошо уплотнять все точки соединений, полностью заменить все прокладки, чтобы при подаче жидкости не было протечек.

Если нет желания возиться с покраской батареи, можно просто приобрести экран для нее. Такой металлический, деревянный или пластиковый декоративный элемент довольно просто купить в магазине или сделать своими руками.

Куда сдать старую батарею

Если промывка не дала результатов, то батарею нужно только менять на новую. Можно попробовать из нескольких разобранных радиаторов собрать один рабочий, удалив секции, которые не подлежат ремонту. Если же решено менять отопительные конструкции, то следует понимать, что предлагает современный рынок:

  1. Медные радиаторы.
  2. Алюминиевые.
  3. Чугунные.
  4. Стальные.
  5. Биметаллические.

Батареи, которые не подлежат ремонту, лучше сдать на металлолом

Какой вариант выбрать – зависит от многих факторов, но чаще всего для типовых квартир со стандартной системой отопления выбирают биметаллические модели. Да и не столь важно, какому виду хозяева отдадут предпочтение, в любом случае они будут куда эффективнее обогревать помещение.

За батареи старого образца можно выручить определенную сумму денег, если отвезти их в пункт приема металлолома. За чугунный радиатор можно выручить порядка 1000 руб. в зависимости от количества секций в ней и общего веса. Разумеется, придется воспользоваться транспортом, поскольку унести в руках 12-секционную батарею из чугуна довольно проблематично. Некоторые пункты приема предлагают и вывоз на своих автомобилях.

Обратите внимание! Чтобы сдать за деньги старую батарею, лучше воспользоваться услугами скупщиков средней руки, поскольку крупные компании не принимают такие изделия поштучно, они приобретают металлолом тоннами.

Стоит ли вообще ремонтировать батареи

Ремонт старых радиаторов отопления оправдан тогда, когда их технические характеристики полностью соответствуют площади помещения и другим параметрам, а проблема с отдачей тепла связана с наличием отложений внутри корпуса. И промывка, и покраска – это довольно трудоемкие работы, особенно если прибор весит немало. В то же время в случае успешного восстановления функций батареи можно значительно сэкономить на покупке новой, а если речь идет о нескольких приборах, то сумма получается существенной.

Отреставрированная чугунная батарея смотрится стильно и дорого

Имеет смысл «бороться» за чугунные разновидности, поскольку они являются одними из лучших по теплоотдаче и далеко не все современные модели могут составить им достойную конкуренцию. Тем более, что замена их на вариант из того же материала будет стоит дороже, чем биметалл или алюминий.

В любом случае, стоит просчитать затраты на ремонт и соотнести их с ценами на новые модели, чтобы понимать, выгодно это или нет.

Обратите внимание! Современные батареи (особенно оригинальной конструкции) могут потребовать использования дополнительных переходников для присоединения к б/у трубам, и это нужно учитывать в планировании работ.

Не всегда старая батарея это одно и то же, что и отслужившая свое. Во многих случаях такую конструкцию можно привести в порядок, применив самые простые средства. Конечно, придется потратить время и силы, но в целях экономии этим стоит заняться. А выбросить или сдать на металлолом радиатор старого образца можно в любой момент, подготовив достойную замену.

teplomex.ru

Отопление и водоснабжение дома

  • Главная
  • Карта сайта
  • Документация
  • Рекламодателям
  • Контакты

Промывка чугунных радиаторов отопления

В этой статье поговорим о том, какими способами можно выполнить промывку старых чугунных батарей отопления. Одним из достоинств качественных чугунных радиаторов является долговечный срок службы. Однако такое обстоятельство, как закупорка радиаторов, приводит к худшему обогреву помещения.

На загрязнение батарей влияет несколько факторов. Но главным из них праву считается появление коррозии из-за сливания воды из системы отопления в летний сезон и низкого качества теплоносителя.

Если температура прогревания отопительных труб достаточно высока, критически загрязненные радиаторы будут выдавать чрезвычайно низкий показатель теплоты. Для предотвращения этого необходимо в 15-20 лет провести профилактические меры, чтобы очистить радиаторы от различных загрязнений.

Выполнить профилактические работы по очищению многосекционного чугунного радиатора не сложно, но не каждый сможет поднять и демонтировать самостоятельно отопительный прибор. Лучшим вариантом будет выполнение подобной работы с сантехником или помощником.

Другой выход из ситуации: разобрать радиатор чугунный секционный на мелкие секции. В таком случае очистка отопительного прибора не создаст проблем.

Читать еще:  Почему падает или повышается давление в закрытой системе отопления

Если очистительные работы будут проходить в многоквартирном доме с центральным отоплением, нужно удостовериться, что в процессе выполнения профилактических мер отопительную систему не включат. В частном загородном доме достаточным условием будет ознакомление с метео-прогнозом на ближайшие несколько часов-суток.

Как правило, для очищения батареи используют кальцинированную соду, растворенную в горячей воде. Чтобы раствор не выливался из радиатора, требуется установить специальные заглушки на концах отопительного прибора. Кроме того, необходимо чуть-чуть потрясти батарею и оставить ее примерно на час.

Следующий этап заключается в простукивании деревянным молотком (киянкой) по всем секциям радиатора. Это необходимо для отсоединения ржавчины и наростов, отслоившихся благодаря воздействию кальцинированной соды, от внутренней поверхности отопительного агрегата.

Затем необходимо снять одну из заглушек-футорок и прикрепить на ее место резиновый шланг, подключенный к водопроводу. Далее нужно снять вторую заглушку. Кран водопровода нужно полностью открыть, чтобы создать мощный моток воды, который будет вымывать весь мусор из радиатора.

Если воспользоваться компрессором для проведения данной процедуры, то эффективность работы будет увеличена. Раствор кальцинированной соды можно с уверенностью заменить на обычную молочную сыворотку, также способствующей отслоению различных загрязнений внутри радиатора.

Кальцинированную соду также можно заменить жидкостью или средством для промывания автомобильного радиатора. Однако в таком случае придется тщательным образом изучить инструкцию, дабы правильно рассчитать необходимую дозировку согласно объему радиатора.

Изначально в отопительный прибор заливается жидкость для промывания чугунных радиаторов отопления, затем туда же добавляется горячая вода. Батарею необходимо продержать в таком состоянии около двух часов, однако каждый 10 минут придется волшебным образом шевелить секции. По истечении двух часов радиатор чугунный секционный необходимо тщательным образом промыть посредством гибкого шланга и проточной воды.

Чтобы сохранить радиатор чистым, можно пойти на хитрость и установить отвод с заглушкой перед входным отверстием. В таком случае частички ржавчины будут присоединяться к магниту, установленному снаружи. Смотрим видео.

Благодаря таким действиям вся грязь и ржавчина будут притягиваться к определенному месту и не будут попадать в батарею. Конечно, подобную заглушку нужно периодически очищать и устанавливать обратно. Но предпринятые мероприятия в будущем оградят от очищения всей батареи.

Промыть старые чугунные батареи отопления

26.02.2016 08:03

Существует масса вариантов для очистки внутреннего тела чугуна в отопительных приборах и деталях.

Все методы воздействия для разрушения накопившегося осадка внутри чугунного радиатора хороши, но какой из них является более продуктивным?

Способ промывания радиаторных батарей со снятием и выносом на улицу — одно из продолжительных и трудоёмких технологических мероприятий на дому. Возможно, вы захотите чистить батареи летом да своими руками, что позволит растянуть удовольствие от работы не на один день, а то и не на одну неделю.

Хорошая погода и приятное солнце, прохладительные напитки, всё будет напоминать о самом прекрасном времяпрепровождении на даче … напоминать до осени! Техническое вмешательство может идти медленно, но уверенно!

Затраты на возобновление теплоотдачи чугунных радиаторов такими методами промывки не эквивалентны по объёму работ и времени на очистку.

Кстати, в конце работы затраченные деньги считать будет поздно! Тем более, заметим, что у владельцев российских чугунных радиаторов существует чёткое мнение на правильном бытовом уровне о промывке батареи водой и не свыше того.

Да, грязь и технические отработки на дне обогревательного прибора желательно вымыть горячей водой, но изменит ли это характеристики промываемого устройства обогрева до желаемого качества. Конечно, нет!

Лишь доскональная гидрохимическая промывка с помощью специального насосного оборудования даёт свои результаты для качественного теплообмена в промытой отопительной системе и чугунном радиаторе.

Сервисный центр котлов и система

8 (495) 761 16 82

Дежурная техническая служба отопления

8 (901) 540 45 21 круглосуточно

Как правило, чугунные радиаторы имеют большой объём теплоносителя, например, батареи 500 мм по центрам подсоединения пользуют до нескольких десятков литров воды в прямой зависимости от количества чугунных секций.

Здесь мы наблюдаем огромный временной интервал в периоды отопления, когда не бывает обслуживания, промывок и профилактики металлических радиаторов, в них попросту накапливается шлам, каменный осадок, налёт из оксидов всевозможных металлов (ржавчина).

Конспективно, каменистые осадки и ржавая гремучая смесь дают максимальный негативный эффект для снижения теплообмена и убийству схемы котла в целом, а если система отопления и чугунные обогреватели не промывались 10-15-20 лет, то работу делать очень сложно. Но всё в наших руках!

Ежегодно применяя техническое обслуживание к чугунным батареям и системе отопления в коттедже, вы гарантированно получаете качественную циркуляцию в абсолютной схеме отопления.

Выполняете инструкцию завода производителя вашего отопительного аппарата, хорошо, и на следующий год получаете максимальные скидки до 47% на промывку радиаторов в рамках ежегодного техобслуживания отопления загородного дома в Москве и Московской области.

Как помыть батареи внутри: топ-5 методов

Радиатор или батарея отопления в любом доме — это место, куда сложно добраться обычными инструментами для уборки.

Поэтому батарея — один из наиболее запыленных участков жилища. Иногда в процессе уборки в силу усталости или ограничений во времени мы не обращаем внимания на состояние батареи и не уделяем ее мытью должного внимания.

Domik.ua рассказывает, почему батарею обязательно нужно мыть и как это сделать легче всего.

Почему необходимо мыть батарею отопления

На батареях отопления в процессе эксплуатации накапливается огромное количество пыли, грязи и бактерий. Батареи чаще всего находятся под подоконниками. Поэтому при открытом окне с дуновением ветра вся пыль из-за батарей поднимается и рассеивается в воздухе комнаты.

Метод, выбранный для очистки батарей отопления, зависит от вида радиатора, напольного покрытия и отделки стен вокруг него.

Перед мытьем батареи необходимо защитить стены и пол возле нее, чтобы не повредить обои и напольное покрытие. Для этого следует покрыть стены и пол клеенкой или строительной пленкой.

Как мыть батарею внутри

Метод 1. Если чугунные или стальные батареи чистые, без пятен и разводов, то требуется очистить их только от пыли. Это можно сделать, используя пылесос с различными насадками. Крошки, пыль и паутина будет легко устранена не только снаружи, но внутри «гармошки» батареи.

Метод 2. Закрепив мокрую тряпку на стену за батареей, можно избавиться от пыли внутри «гармошки» батареи за несколько минут. Для этого следует направить струю воздуха из фена или поток пара под давлением от парогенератора и сбить пыль изнутри батареи. Пыль останется на мокрой тряпке за батареей.

Метод 3 . Для более основательно мытья батареи нужно подготовить противень, чайник с кипятком, ведро и швабру. Противень следует поставить строго под батарею и поливать радиатор из чайника кипятком.

Пыль будет смыта в противень, батарею можно протереть губкой, чтобы избежать водных потеков. Шваброй нужно убрать воду, если она попала на пол.

Метод 4. Для чистки очень грязных батарей можно использовать в меру жесткий ершик с длинной ручкой и загнутым концом. С его помощью можно отмыть труднодоступные места внутри батареи отопления.

Метод 5 . Для мытья батареи отопления таким методом вам понадобится пульверизатор и чистящее средство. В распылитель следует налить раствор и побрызгать на батарею. Под батарею обязательно нужно положить газеты — для впитывания стекающего чистящего состава. Оставив батарею в таком виде на полчаса или час, по истечении этого времени средство нужно смыть водой. Этот способ с легкостью удалит грязь, жировой налет и пыль с радиатора.

Обсудить представленные методы мытья радиатора отопления изнутри и предложить свои варианты этой процедуры можно на форуме портала Domik.ua в разделе « Как убрать в квартире легко и с удовольствием ».

Материал подготовила Ирина Бегаль, журналист рубрики «Советы по обустройству».

Как просто разобрать старую чугунную батарею

Чугунные батареи — одни из самых популярных. Они по умолчанию устанавливались во всех квартирах. Если вы не делали капитального ремонта, то, скорее всего, у вас до сих пор остались подобные радиаторы. Иногда после ремонта такие батареи оставляют на своих местах. Конечно, их нужно очистить от старой краски и грязи, отреставрировать, и тогда они будут иметь отличный вид и дальше согревать вас своим теплом. Для реставрации радиаторы придется демонтировать. Поэтому дальше мы поговорим о том, как разобрать чугунную батарею.

Считается, что чугунные радиаторы остались в прошлом. Но их до сих пор выпускают, хотя производители подходят к дизайну творчески. Стараются придать им оригинальный вид, чтобы они идеально вписались в интерьер. Особенно это касается классических дизайнов, где современные биметаллические радиаторы будут смотреться безвкусно.

Какие преимущества имеют чугунные батареи

  • Долговечность. После установки срок эксплуатации может достигать 50 лет.
  • Надежность. В процессе эксплуатации не требуют никаких вмешательств и обслуживания, кроме покраски.
  • Высокая теплоотдача. Одна секция радиатора выделяет 140 Вт тепловой мощности.
  • Стойкость к гидроударам. Такое частое явление возникает во время запуска и тестирования систем отопления коммунальными службами. Чугун обладает высокой прочностью, поэтому без проблем выдерживает любые нагрузки.
  • Хороший коэффициент сохранения тепла. Спустя час после отключения, батарея в состоянии сохранить около 30% тепла.
  • Стойкость к ржавлению. Чугун плохо ржавеет, поэтому его можно увидеть не только в системах отопления, но и как материал, используемый в канализации.

Несмотря на все свои преимущества, чугун хрупок — учитывайте это при демонтаже. Батареи нужно аккуратно носить и разгружать, старайтесь их не бросать.

Для чего может понадобиться разборка радиатора

  1. Для того, чтобы убавить количество секций, когда в комнате слишком жарко.
  2. Для добавления дополнительных секций, если установленных не хватает для нормального теплоснабжения помещения.
  3. Для соединения двух готовых радиаторов между собой в один большой. Чтобы не добавлять каждую секцию поштучно, можно соединить несколько готовых радиаторов.

Чугунные батареи производятся согласно ГОСТу 8690. Они делятся на 3 типа, в зависимости от расстояния между ниппельными отверстиями:

  1. Низкие. 30 см. Полная высота 40 см.
  2. Средние. 50 см. Полная высота 60 см.
  3. Высокие. 100 см. Полная высота 110 см.

Учитывайте это, если заказываете отдельные секции батареи дистанционно.

Устройство батареи

Каждая секция соединяется с последующей с помощью двух ниппелей с наружной резьбой 5/4 дюйма. Ниппель до середины имеет правую резьбу, далее — левую резьбу. Между двумя секциями на каждый ниппель одевается резиновая или паронитовая прокладка. Учитывайте, что после демонтажа использовать её больше нельзя, нужно перед сборкой заранее купить новые. Некоторые говорят, что их можно вырезать самостоятельно из куска резины, но, учитывая их стоимость, лучше использовать готовые заводские.

Внутренняя часть ниппеля сделана следующим образом:

  • диаметр 32 мм;
  • две дополнительные насечки (усики), уменьшающие диаметр до 26 мм.

Насечки сделаны для того, чтобы ниппель можно было вкрутить или выкрутить с помощью специального ключа.

Схема отвинчивающихся элементов радиатора: а) — проходная пробка под ключ 36 мм; б) — глухая пробка под ключ 55 мм; в) — ниппель

Собранный радиатор имеет в качестве заглушек 4 пробки. Две из них — глухие, с левой резьбой. При демонтаже важно понимать, что эти пробки закручиваются в левую сторону, то есть, против часовой стрелки, а откручиваются — в правую, то есть, по часовой стрелке. Внешняя часть глухой пробки имеет вид шестигранника размером 55 мм.

Две другие заглушки — сквозные. Через них подается вода в радиатор. Диаметр входных отверстий может быть разным. Резьба, соответственно, нарезается 3/4 дюйма или 1/2 дюйма, в зависимости от подходящей к батарее трубы.

У сквозных заглушек правая резьба. То есть, закручиваются они в правую сторону, или по часовой стрелке. А откручиваются — в левую, или против часовой стрелки. Внешняя часть сквозной пробки имеет вид шестигранника под ключ 36 мм.

Инструменты, которые понадобятся при разборке чугунной батареи:

  • Рожковый ключ 36 мм. Ключ достаточно распространённый, с ним проблем не должно возникнуть.
  • Рожковый ключ 55 мм, или головка 55 мм, шестигранная или двенадцатигранная, с воротком для неё. Лучше использовать головку или ключ на 55 мм трубчатого типа. Таким образом снижается вероятность того, что вы повредите грани пробки.
  • Ключ для разборки радиаторов. Желательно заказать его заранее. Предпочтительно, чтобы он имел длину не менее 50 сантиметров. Можно попробовать изготовить ключ самостоятельно.
  • Ножовка по металлу.
  • Трубный ключ 1,5 или 2 дюйма.
  • Газовая горелка. Для этого подойдет любая газовая горелка со сменным баллоном.
Читать еще:  В каких случаях не обойтись без бесперебойника для насоса отопления

Приступаем к разборке

Для этого лучше выбрать период, когда отопление отключено. Прежде чем разбирать радиатор, рекомендуем демонтировать его со стены. Так с ним будет намного проще и удобнее работать. Кроме того, если ранее вы никогда не снимали батарею, то, скорее всего, на входе не стоит никаких кранов. Так радиаторы устанавливались во время постройки дома.

Рекомендуется установить запорные краны на трубах, в местах соединения с батареей, на случай, если вы при последующей сборке радиатора допустите ошибку и появится течь. Для дальнейшего демонтажа вам потребуется перекрыть доступ воды к радиатору, либо снова ждать окончания отопительного сезона.

Батарея в разобранном виде

При разборке радиатора не рекомендуется прикладывать слишком большое усилие к заглушкам. Для того чтобы их открутить, возьмите газовую горелку и начинайте прогревать одну из пробок равномерно со всех сторон. Потребуется около 5 минут. За это время вы избавитесь от старой краски на гранях пробки, а также заставите пробку расширяться в месте соединения с секцией батареи.

Возьмите ключ на 55 мм и попробуйте провернуть пробку по часовой стрелке. Если пробка не поворачивается, не нужно прилагать лишних усилий — включите горелку и начните снова прогревать пробку. Нежелательно использовать трубный ключ. Он хоть и имеет широкий диапазон размеров, но может испортить грани пробки.

Помните, что глухая пробка имеет левую резьбу. Её нужно откручивать по часовой стрелке.

Чем больше возраст вашей батареи, тем дольше придётся нагревать пробку. За период эксплуатации в местах соединения может скопиться множество грязи, мусора, ржавчины. Часто бывает, что нижняя часть батареи полностью забита, и совсем не греет. Будьте готовы к тому, что пробку придётся нагревать докрасна. Но зато после этого она легко открутится. Проделайте ту же процедуру со второй глухой пробкой.

Для снятия проходных пробок возьмите ключ на 36 мм. Точно также с помощью горелки в течение 5 минут прогрейте место соединения пробки с секцией батареи. На этот раз откручивайте пробки против часовой стрелки — на них правая резьба.

Нагрев пробки батареи

Отсоединение первой секции батареи

Возьмите ключ для разборки радиаторов. Если вы не нашли в продаже такой ключ, можно попробовать изготовить его самостоятельно. Для этого потребуется кусок арматуры диаметром 20 мм и длиной, как минимум, 60 см. Для того, чтобы выкрутить ниппель, нам нужно расплющить один из концов арматуры до такого состояния, чтобы он был шире 26 мм, но уже 32 мм. Для этого возьмите имеющуюся у вас горелку, которой вы разогревали пробки. Нагрейте участок арматуры длиной около 4 см на любом из концов. После нагревания с помощью молотка придайте наконечнику плоскую форму. При необходимости, повторите процедуру нагрева и обработайте молотком участок арматуры снова.

Ключ можно изготовить также из куска трубы диаметром 20 мм. Для этого одному из концов трубы придайте плоскую форму, согласно заданным размерам. При использовании заводского ключа для разборки радиаторов вам не потребуется дополнительное оборудование. Если же у вас самодельный ключ из арматуры или трубы, крутить его удобнее всего с помощью трубного ключа. Он имеет достаточный рычаг для того, чтобы сорвать ниппель с места. Вставьте ключ в радиатор на глубину, достаточную для зацепления ключа и усиков ниппеля.

Далее начинайте откручивать ниппель в ту сторону, в которую откручивали пробку.

Вы можете начинать разбирать радиатор как со стороны глухих пробок, так и со стороны проходных пробок. Помните, что они имеют левую и правую резьбу соответственно. Если вы выкручиваете ниппель со стороны глухой пробки, то и ниппель вы крутите по часовой стрелке, как пробку. Иначе вы сломаете усики ниппеля, и далее сможете разобрать батарею только с помощью ножовки по металлу.

Сделайте один или полтора оборота. Далее, точно так же, сделайте один или полтора оборота в нижней части батареи. Откручивайте по очереди каждый ниппель, пока полностью не снимите секцию.

Нельзя сразу пытаться открутить ниппель полностью. Секция, как и ниппель сделаны из чугуна и очень хрупкие. Нужно выкручивать постепенно чтобы они не лопнули. Если крепеж не поддаётся, нагрейте горелкой место соединения. Это поможет, как и в случае с пробкой.

Для того, чтобы отсоединить более одной секции, не обязательно откручивать каждую секцию по очереди. Вы можете перейти сразу к нужной секции. Для этого с помощью ключа для разборки радиаторов отмерьте расстояние до нужного ниппеля. Сделайте на ключе пометку с помощью мела или маркера. Это позволит вам не промахнуться с нужной глубиной, на которую нужно вставить ключ. Далее начните откручивать ниппель точно так же, как если бы вы откручивали одну секцию. Важно иметь длину ключа, как минимум, 50-60 см, чтобы без проблем добраться до нужной секции радиатора и снять ее.

Что делать, если ниппель сломался

В случае с самодельными ключами, спешкой, или прикладыванием слишком больших усилий, можно сломать усики ниппеля. Тогда можно попытаться открутить следующую секцию радиатора вместе с той, которую снять уже не удастся, или прибегнуть к помощи ножовки по металлу. Пилить нужно в месте соединения двух секций. Скорее всего, обе секции будут испорчены и соединить их вы больше не сможете.

Также можно распилить секцию со сломанным ниппелем пополам. Сделать ещё один пропил, чтобы оставить между половинками просвет около 5 см. После этого, с помощью монтировки или лома, вращайте не внутренний ниппель, а половинки самой секции, и таким образом избавитесь от секции со сломанным ниппелем.

Крайней мерой в разборе проблемных участков радиатора может быть их разрушение. Для этого можно использовать кувалду. Рекомендуем всё-таки не спешить и делать каждый шаг постепенно. Тогда вы успешно завершите разборку без применения крайних мер.

Как промыть батареи отопления в домашних условиях не снимая и с демонтажем, можно узнать из статьи по ссылке.

Предлагаем посмотреть видео по теме разборки батареи:

Как промыть чугунные батареи отопления

Эффективность работы чугунных батарей отопления, уменьшение их теплоотдачи зависит от многих факторов, в том числе от чистоты внутренних полостей. Высокая температура теплоносителя способствует накоплению накипи на стенках секций. От периодического слива-наполнения радиаторы могут высыхать, что приводит к коррозии. Частицы окалины, ржавчины, других механических примесей, попадающих внутрь из-за плохой фильтрации воды, смешиваются с теплоносителем и засоряют батареи и трубы. Как результат – снижается качество обогрева, увеличивается расход топлива.

Хорошо помогает справиться с такой проблемой периодическая промывка чугунных батарей своими руками. Эту работу действительно можно выполнить самостоятельно, не прибегая к помощи каких-либо фирм. К выполнению чистки следует подготовиться и соблюдать последовательность.

Признаки, по которым можно понять, что настала необходимость чистить приборы отопления:

  • Неравномерный прогрев радиатора. При нормальных давлении и температуре в сети, отсутствии завоздушивания, верх батареи горячий, а низ холодный. Или наоборот. А также при горячих подводящих трубах – радиаторы едва теплые.
  • Система отопления прогревается за больший период времени, чем обычно.
  • Явным симптомом наличия больших загрязнений в батарее служит увеличение расхода энергоносителя.

Подготовка к промывке батарей

Первое и главное условие – выполнять прочистку нужно по окончании отопительного сезона или перед его началом, так как промывать чугунные батареи зимой нереально и неразумно.

Прежде всего необходимо освободить отопительную систему от теплоносителя. Затем нужно отсоединить радиаторы и вынести их на улицу. Это самый оптимальный вариант.

Если такой возможности нет, то работу придется выполнять в ванной или прямо на том месте, где установлены приборы. В этом случае надо позаботиться о вентиляции, потому что процесс очистки будут сопровождать не самые лучшие запахи. Кроме того, надо подумать о том, куда будет сливаться грязные жидкости. Либо протянуть шланги до канализации, либо приготовить емкости, а также закрыть пол и стену пленкой.

Средства для очистки отопительных приборов

Иногда очистку батарей производят, так называемым, механическим способом. Простым обстукиванием секций чугунного радиатора стараются отделить окалину от внутренних стенок и последующим удалением мусора водой под давлением. Однако этот метод довольно жесткий и, в какой-то степени, разрушающий. Эффективность его также весьма сомнительна.

Гораздо надежнее методы химические или комплексные. Итак, чем промыть чугунные батареи отопления в домашних условиях лучше всего? С такой задачей справляются следующие средства:

  • препараты бытовой химии, содержащие каустическую соду;
  • специальные средства, предназначенные для промывки батарей;
  • лимонная или уксусная кислота;
  • раствор для прочистки автомобильных радиаторов.

Можно использовать также концентрированную щелочь для промывки канализационных труб «Крот». Все эти препараты хороши, но результативность у них разная.

Наиболее продуктивно ведут себя средство для автомобильных радиаторов и специальный раствор для промывки радиаторов, но они самые дорогие. Неплохо растворяют соли и отложения, когда они имеются в незначительных количествах, уксусная и лимонная кислоты. Содосодержащие растворы бытовой химии отлично вымывают грязь, но сложные налеты не очищают. Они замечательно помогут в целях профилактики.

В сложных случаях следует применять особые средства, так как прочистить чугунные батареи в домашних условиях качественно лучше всего специальными растворами. Неплохой эффект дает совместное использование химических средств в сочетании с легким механическим способом (простукиванием).

Процесс очистки

Какое бы средство для прочистки чугунных радиаторов не было выбрано, процедура промывания выглядит одинаково. Как промыть чугунные батареи отопления в домашних условиях? Для работы простыми средствами нужно пройти несколько этапов:

  1. Сначала следует освободить радиатор от заглушек и вымыть из нее всю грязь обычной водой под напором. Хорошо, если есть водопровод или скважина с колонкой. Если нет, то можно воспользоваться емкостью большого объема и глубинным насосом. Неважно каким способом, но давление нужно создать.
  2. Далее необходимо заглушить радиатор с трех сторон, а через четвертое отверстие заполнить внутренние полости раствором любого средства на основе каустика. Установить футорку на место, выдержать какое-то время с постоянным потряхиванием радиатора. Каустическая сода избавит батарею от органической грязи.
  3. Освободить прибор от жидкости и, таким же образом, залить раствор лимонной кислоты. Этот состав лучше сделать горячим, так он будет быстрее и эффективнее воздействовать на осадок и растворять его. В таком состоянии радиатор нужно оставить на три-четыре часа. Но не в покое, его нужно периодически шевелить.
  4. Через указанное время раствор надо слить, легонько обстучать батарею со всех сторон. Размягченный под воздействием кислоты налет отсоединится от чугунной поверхности. Его можно будет вымыть обычной водой. Промывание нужно делать до того момента, пока из батареи не потечет чистая вода.

В особо сложных случаях, когда промывание радиатора в собранном состоянии не дает нужного результата, ее разбирают на отдельные секции. Прочистку выполняют поочередно каждой части отдельно. Только при обратной сборке рекомендуется не использовать старые межсекционные прокладки, надо заменить их на новые.

Последний этап

После того, как батареи вычищены и промыты, их необходимо установить на свои места. Изношенные или деформированные футорки заменяют, прокладки тоже. Если на концах батарей отсутствуют краны Маевского или воздушники, то самое время их поставить. А вот теперь хорошо было бы прогнать воду через всю систему, заодно промыть трубы, и проверить стыки. После этой процедуры система будет полностью готова к сезону.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector